В наступившем году Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» приготовил массу сюрпризов. Ульяновцы и гости города станут участниками глобального проекта, посвященного 80-летию Победы, увидят четыре шедевра «на пьедестале», изучат столовое серебро из коллекции Государственного исторического музея, а также смогут поучаствовать в восстановлении яблоневого сада на территории музея Симбирской чувашской школы. Подробнее – в интервью директора Музея-заповедника Ирины Котовой.
Шедевр на пьедестале
– Ирина Геннадьевна, что ждет посетителей Музея-заповедника в 2025 году?
– В течение всего года, с февраля 2025-го по февраль 2026-го, у нас будет идти глобальный проект «Рядовые Великой Победы». Эту огромную тему, посвященную 80-летию победы, мы разделили на семь выставок. Три из – фондовые, остальные – партнерские.
Ключевым мероприятием проекта станет выставка, которая откроется в апреле: «Ульяновский тыл – фронту». Мы делаем ее совместно с музеем Патронного завода и УАЗом – предприятием, которое было эвакуировано в Ульяновск из Москвы в 1941 году. Наша главная задача – вспомнить подвиг земляков, грандиозные события тех лет, которые помогли нашей стране победить в Великой Отечественной войне.
На выставке «Огненный фронт – тылу» мы отдадим дань уважения тем, кто спасал город от пожаров в те сложные годы. Также в проект войдут экспозиции, посвященные подвигу учителей, военных фотографов и многих других ульяновцев, которые помогали ковать победу. Выставки, объединенные единой темой, будут сменять друг друга в течение года.
Еще один, на мой взгляд, очень интересный проект – «Предмет на пьедестале». Специфика Музея-заповедника – наличие множества маленьких выставочных залов, так как музеи располагаются в небольших исторических зданиях. И в этом году мы решили по-новому их использовать.
– Как именно?
– Мы придумали проект «Предмет на пьедестале». Он будет состоять из четырех выставок, где будет демонстрироваться всего один предмет. По сути, это уже хорошо известный вариант выставки одного шедевра. Мы обновили залы, где будут представлены подлинники, там будет интересный свет, мультимедийный контент. Надеемся, что сможем благодаря этому показать знаковые предметы нашей коллекции объемно, информационно и экспозиционно интересно.
– Как вы отбирали предметы для этих выставок?
– Мы много и плодотворно работали с предметами рубежа XIX-XX веков, поэтому решили показать удивительные предметы декоративно-прикладного искусства. Например, одна выставка будет посвящена вазе, которая имеет название «Ветка клена». Она была изготовлена в мастерской Эмиля Галле – выдающегося французского мастера, который придумал множество новых технологий, которые начали использовать в работе со стеклом.
Мы покажем платье баронессы фон Штемпель – очень красивое, бальное, расшитое стеклярусом. Автор его неизвестен, но уровень этой работы настолько высок, что, безусловно, она является шедевром своего времени. Посетители узнают о самом семействе Штемпель – бароне Христофоре Геннадьевиче и его супруге Варваре Ивановне, которой это платье принадлежало.
Кстати, сохранилось оно удивительным образом. Семья барона уехала из Симбирска после революции. Их дом и все, что было в нем национализировали. Вещи передали на хранение в Симбирское отделение Государственного банка. В начале 1920-х годов служащим нечем было платить зарплату. И вещи барона Штемпеля выдавали в качестве долга.
Бухгалтер банка получил платье баронессы. Оно было очень маленького размера – 38-40-го по нынешнем меркам. Семья бухгалтера оценила ценность платья, несколько раз они думали его перешить, но, как рассказали потомки, рука не поднималась. Все эти годы платье пролежало в сундуке, пережило Великую Отечественную войну, и в 2001 году было передано в нашу коллекцию.
– Удивительная история!
– Согласна. Еще один предмет – кассовый аппарат американской фирмы «Националь», созданный в 1900-1910 годы. Это невероятно интересно декорированный аппарат, которые ставили в начале XX века в очень дорогих ресторанах. Каким-то образом он оказался в Симбирске. Его историю мы сейчас изучаем. Аппарат отреставрирован, он будет показан зрителям во всей своей красе.
Четвертая выставка «Предмет на пьедестале» будет посвящена удивительным солнечным часам. Если проект окажется удачным и вызовет интерес у публики, мы с удовольствием его продлим и будем показывать такие шедевры и дальше.
– Вы тесно сотрудничали с Государственным историческим музеем. Не планируются ли новые проекты?
– Да, в 2025 году мы реализуем уже третий совместный выставочный проект с ГИМ. Мы его назвали «Вилка-ложка-нож»: в экспозицию, помимо предметов из коллекции Исторического музея, войдет и коллекция нашего серебра, которую мы собирали 40 лет и тоже никогда не показывали.
Время оригиналов
– Музеи сегодня меняются, в них все больше используют различные технологии. В вашем представлении, нужно ли что-то «осовременивать» в Музее-заповеднике?
– Музей — это постоянно развивающийся институт. Меняется посетитель, меняется сама среда и способы получения той или иной информации. Но миссия музея остается неизменной. Главное – он должен быть интересен. Поэтому нам всегда есть чем заняться и в экспозиционной работе, и в плане популяризации.
Но если раньше казалось, что как только музей станет мультимедийным, современным, сразу же наступит прекрасная жизнь. Да, музей должен быть технологичным, удобным – в плане различных сервисов, покупки билетов, получения информации. Это знак нашего времени. Но пора увлечения гаджетами в музеях, мультимедийными проектами прошла. Они уже не столь актуальны, потому что стали частью повседневной жизни. Это уже апробированный, понятный и удобный инструмент.
Наша же главная цель — помочь человеку увидеть подлинник, получить то, что он не может получить больше нигде – ни в интернете, ни в каком-то приложении. Сила оригинала, музейной экспозиции именно в этом. И гармония – в умении создать визуализацию, подобрать интересный дополнительный информационный материал, который подчеркнет идею, концепцию, но не заслонит подлинник.
— То есть сегодня – время оригиналов?
– Совершенно верно. Музей дает уникальную возможность продемонстрировать уникальный продукт. В этом случае работает эмоция, сердце. Это ни в коем случае не умаляет важность музейных технологий. Напротив, они тоже развиваются, становятся уникальными. И в этом направлении мы активно работаем.
– Ирина Геннадьевна, расскажите о ваших личных планах – что бы вы хотели сделать в 2025-ом в Музее-заповеднике?
– Я очень надеюсь, что у нас будет больше волонтеров, которые помогут провести весенние субботники. Верю, что мы сумеем и дальше развивать проект, связанный с восстановлением яблоневого сада на территории Симбирской чувашской школы. Им мы занимаемся уже пятый год.
Когда Музей-заповедник начал возрождать это место, там была свалка. Наша мечта – восстановить исторический облик: во времена Ивана Яковлева здесь был сад, стояла круглая беседка, где он проводил встречи с учениками. Это очень непростое и трудное дело, потому что под слоем земли, где сейчас растет трава, находится строительный мусор. И нужно рекультивировать эту землю, прежде чем сажать деревья. Будем надеяться, что все получится.