Судьба старинного дома на перекрестке улиц Шевченко-Назарьева в Ульяновске, построенного более века назад, под вопросом. Неравнодушные горожане сообщили, что объект, похоже, готовят к сносу. Дом находится в частных руках и не имеет статуса ОКН, а потому защитить его законом не получится. По данным УРО ВООПИиК, здание обладает признаками объекта культурного наследия согласно постановлению правительства Ульяновской области. Но в Управлении по охране ОКН поясняют, что для этого нужно собрать документы и подать соответствующее заявление, без которого никаких движений не будет.

Региональное отделение всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (УРО ВООПиК) подняло в своей группе ВКонтакте вопрос о судьбе дома на улице Шевченко 23 – Назарьева 22. Защитник старины прислал в сообщество тревожное сообщение:

«Меня волнует судьба дома по ул.Шевченко 23/22. Есть ощущение, что его готовят к сносу. Во дворе слышен отбойный молоток, с улицы стоят леса. Здание, конечно со множественными трещинами, лет 10 уже не используется, да ещё и как кость торчит на будущей магистрали Шевченко-Смычки… Но всё же, оно выделяется среди одноэтажных построек и как продолжение ансамбля Чувашской школы и ремесленного училища, сохраняет атмосферу старой конной слободы».

В УРО ВООПиК пояснили, что это здание обладает признаками объекта культурного наследия (согласно постановлению правительства Ульяновской области от 02.07.2009 №256-П), но в соответствующем разделе на сайте Управления по охране ОКН администрации губернатора Ульяновской области оно не значится.

– Там нет ни Шевченко, 23/22, ни других таких же около двух десятков объектов. В 2024 году УРО ВООПИиК пыталось выяснить аналогичную ситуацию с объектом по ул. Федерации, 19, но безрезультатно, – пояснили защитники старины.

В марте 2023 года Улпресса писала, что дом на Шевченко выставили на продажу за 8 млн рублей. В объявлении (сейчас оно снято с публикации) говорилось о двухэтажном нежилом здании административного назначения. «Содержит офисные помещения, в подвале ранее было производство. Общая площадь дома – 268,7 кв. м, на участке семь соток. В здание подведены газ, электричество, вода. Во дворе — сливная яма. Дом объектом культурного наследия не является».

Фото – телеграм-канал Симбирский шугожор

Тремя годами ранее дом пытались продать за 5 млн рублей –«под снос или возможную реставрацию, склад, застройку, производство».

Историю строительства этого дома нам найти не удалось. Неподалеку (Назарьева, 4) расположен комплекс Чувашской учительской школы, основанный Иваном Яковлевым – объект культурного наследия регионального значения. В центральной части комплекса располагается двухэтажное с подвалом краснокирпичное здание училища построенное в 1910 году на средства купца Николая Шатрова. В 1922–1956 годах здесь размещался Симбирский, а с 1924 года – Ульяновский педтехникум им. И. Я. Яковлева, с 1956 по 1982 годы здание использовалось для размещения школы-интерната №16, сейчас здесь находится Ульяновский колледж культуры и искусства.

Дом на Шевченко – практически ровесник комплекса, который признан ОКН. Здание построили в 1917 году. Оно хорошо сохранилось: крепкая кирпичная кладка; интерьеры, судя по фото, также были вполне приличными. С 2018 по март 2023 года зданием владело ООО «Темп-2» – предприятие, занимающееся организацией похоронных услуг. В подвальном помещении изготавливали памятники.

Нынешний владелец дома – ООО «Ремонтностроительное управление» с разрешенным видом деятельности «строительство жилых и нежилых зданий». Никаких ограничений на использование здания нет, поэтому сделать с ним можно что угодно: и отремонтировать, и снести, а потом построить коттедж или клубный дом. Тем более, что здесь будет проходить дорога к новому мосту через Свиягу в створе Шевченко-Смычки.

Скрин из Публичной кадастровой карты

В УРО ВООПИиК рассказали о противоречии, которое сложилось во взаимодействии с Управлением охраны объектов культурного наследия. Оно же коснулось и дома на Шевченко:

– Управление настойчиво трактует, что работа по установлению историко-культурной ценности объекта организуется исключительно по заявлению (постановление Правительства УО от 18.05.2021 №182-П). Но если в 2009 году постановлением 256-П уже были утверждены объекты, обладающие признаками ОКН, значит проводилась какая-то работа по их обнаружению. И нужно только завершить начатую работу. Но нет заявления – нет работы по установлению ценности. Либо, как вариант, постановления 182-П и 256-П противоречат друг другу. Будем обращаться за помощью в компетентные органы.

Председатель УРО ВООПИиК Ирина Зубова уточняет, что исторических объектов, судьба которых так и не решена, в Ульяновске около 20. Заявление на их включение в реестр ОКН может подать любой желающий. Но сделать это не так-то просто: нужно собрать пакет документов, включая историческую справку, основанную на архивном материале. Возможности работы в архивах у представителей ВООПИиК ограничены, если данные есть у краеведов, они ими делятся.

– Но здесь целым постановлением правительства Ульяновской области объекты утверждены как обладающие признаками ОКН. Управление делает вид, что о них ничего не знает. В реальности же нужно просто завершить работу. Например, на Красноармейской, 9 был объект, обладающий признаками ОКН. В 2018 году правительство заказало экспертизу и его включили в реестр памятников как ОКН местного значения «Дом купцов Чернышевых», – поясняет Зубова.

Заместитель руководителя Управления Евгений Сизоненко прокомментировал, что дом на Шевченко «не относится к выявленным объектам на сегодняшний день»:

– Даже если оно упомянуто в 256-м Постановлении, заявительный порядок распространяется и на него. ВООПИК может в любой момент обратиться с заявлением о выявлении. Порядок выявления объектов культурного наследия определен постановлением правительства Ульяновской области от 18.05.2021 г. № 182-П, которым утверждены Правила организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, находящегося на территории Ульяновской области. Согласно этим Правилам, работа по установлению историко-культурной ценности объекта проводится на основании ЗАЯВЛЕНИЯ. Его форма также утверждена Правилами, их легко взять в интернете, в любой правовой системе или на сайте Управления. С заявлением может обратиться абсолютно любой человек или организация. К заявлению должны быть приложены: документированные сведения о местонахождении объекта; историческая справка об объекте; описание особенностей объекта: не менее шести фотографий, отражающий современное состояние объекта.

Сизоненко уточнил, что объекты могут иметь разные статусы:

1. Обладающие признаками ОКН – с момента получения заявления (до 90 дней). Таких сейчас, по его словам, нет.

2. Выявленные ОКН. Таковыми они считаются, пока по ним не проведут госэкспертизу. Сейчас такой статус имеют пять объектов в Ульяновске:

  • «Дом, построенный в 1888 г. действительным статским советником В.П. Пановым. В 1939-1941 гг. здесь жил Герой Советского Союза Г.П. Корюкин». Архитектор Н.Ф. Перцович, 1913 год. Адрес: улица Корюкина, 20.
  • «Мелочная лавка», 1851 год. Адрес: улица Ленина, 76.
  • «Жилое здание», XIX век. Адрес: улица Федерации, 36.
  • «Ценная мозаика советского периода», 1970 год. Адрес: улица Спасская, 15.
  • «Обелиск Вечной Славы, посвящённый 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Адрес: площадь 30-летия Победы

3. В реестре. Это окончательная стадия, которая закрепляет за объектом статус ОКН.

– Но даже те здания, которые упомянуты в отдельных документах, как обладающие признаками ОКН, должны пройти заявительный порядок выявления. Таков закон, – поясняет Сизоненко.

Ситуацию прокомментировал юрист Алмаз Кучембаев. По его словам, проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, организуют региональные и муниципальные органы охраны объектов культурного наследия.

– Организация проведения таких работ может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами. Но никто кроме органов власти не обязан это делать. Областное Управление, очевидно, думает наоборот: что это должны делать все, кроме них. При этом сохранение дома на Шевченко на данной территории представляется стратегически важным. Архитектурно-градостроительный облик объекта вполне может быть ориентиром для всей улицы. Остается только жаловаться в прокуратуру. Почему до сих пор это не сделало УРО ВООПИиК, тоже неясно. Есть практика, когда УРО ВООПИиК обращаются напрямую в региональные органы охраны, чтобы те за бюджетный счет провели все работы. А в случае отказа или бездействия представители общества могут обратиться в суд, – резюмирует Кучембаев.