В Госдуме внесли на рассмотрение два законопроекта, которые могут совершить «мини-революцию» в общем и среднем образовании. Они предусматривают обязательные экзамены для зачисления в 10-е классы, сдачу ЕГЭ для выпускников средних профессиональных учебных заведений, если они решили пойти в вуз не по профилю, а также введение региональных ограничений для поступления в вузы и получения СПО. Ряд экспертов назвали эти инициативы дискриминационными и противоречащими федеральному закону об образовании, другие высказались за введение дополнительных барьеров для перехода в 10 класс. Рассказываем подробнее.

Законопроекты обсудили в экспертном сообществе по инициативе депутата Госдумы Алексея Куринного. Фракция КПРФ уже резко высказалась против нововведений. Кратко, что именно предлагают законодатели:

Касается всех регионов

Предоставлять возможность поступать в вузы через внутренние экзамены только выпускникам средних профессиональных учреждений того же профиля. В непрофильные высшие учебные заведения они смогут пройти только через сдачу ЕГЭ.

Пока касается пяти пилотных субъектов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской и Тюменской областей, республики Северная Осетия-Алания:

  • Ввести барьер для перевода учеников в 10 класс. Для получения документа об основном общем образовании (аттестата) девятиклассникам нужно будет успешно сдать ГИА-9 только по двум обязательным учебным предметам — русскому языку и математике, а не по четырем (как это предусмотрено сейчас). Для тех, кто хочет продолжить учебу в 10 классе, нужно будет сдать четыре экзамена: два обязательных предмета (русский язык и математика) и два — по выбору.
  • Ввести новый порядок зачисления абитуриентов на обучение по программам СПО за счет средств региональных и местных бюджетов. Каждый регион сам определит количество бюджетных мест в образовательных организациях СПО для лиц, завершивших обучение на территории субъекта, и отдельно для тех, кто приедет поступать из других субъектов.

«Внесет хаос и нервотрепку»

Алексей Куринный рассказал о главных опасениях – к чему, по его мнению, может привести принятие этих законопроектов:

– Сегодня по сути конкурсного отбора в общеобразовательный 10 класс нет. После нововведений будет отсекаться часть ребят, которые не смогут продолжить обучение в школе. Понятно, что это делается для ранней профессионализации, наполнения кадрами экономики. Но законопроект существенно ограничит право детей на получение образования. Также это приведет к «задвоению» ЕГЭ. Если выпускник организации СПО решит получить высшее образование не по профилю, ему придется сдавать единый госэкзамен. А это по сути превратится в натаскивание на тесты, дополнительные траты родителей на репетиторов. Далеко не все способны в 9 классе выбрать правильно свой профиль. И если они решат его изменить уже после получения СПО, это будет сопряжено с большими сложностями, которые несет в себе сдача ЕГЭ. Наконец, право регионов устанавливать отдельные вступительные баллы для «своих» жителей и иногородних приведет к разрыву единого образовательного пространства. В итоге, предположим, для москвичей проходными при поступлении в СПО могут сделать 100 баллов, а для ульяновцев – 120. На мой взгляд, нужно не «реформировать» систему образования, а совершенствовать механизм целевого обучения.

Эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр назвала законодательные инициативы дискриминационными. По ее словам, родители крайне негативно приняли планируемые новшества:

– Непонятно, как законопроекты соотносятся с основными положениями Закона об образовании, который основывается на недопустимости дискриминации. Предлагаемое регулирование по сути будет нарушением прав детей на получение общего образования в 10-11 классах или СПО.

Швабауэр отметила, что введение инициатив может спровоцировать увеличение количества детей, которые не смогут получить аттестаты – не перейдут в 10 класс и не смогут поступить в учреждение СПО. Регионы смогут сами устанавливать перечень предметов, аттестация по которым будет учитываться при приеме на обучение по отдельным образовательным программам, а также определять минимальные баллы по ОГЭ, необходимые для поступления.

– По сути, законопроект даст право региону определять жизненный трек учащегося. В образовательный процесс это внесет хаос и нервотрепку: по сути, проблемы с психикой, которые возникают у детей из-за ЕГЭ, будут спущены на младший уровень. Если раньше при поступлении в техникум или колледж был просто конкурс аттестатов, то теперь будут учитываться результаты ОГЭ, – отметила эксперт.

По ее словам, повсеместная картина – когда в 10 и 11 классе школьники не учатся, а «натаскиваются» на экзамены. По сути, они занимаются только теми предметами, которые нужны для сдачи госэкзамена, остальные заброшены. Преподаватели вузов говорят, что детей им приходится учить заново, вплоть до расстановки запятых. В итоге если и в учреждения СПО придется поступать по результатам ОГЭ, готовиться к нему (а, значит, проходить тот же путь, что и с ЕГЭ) придется с 7-8 классов.

– В итоге мы получим повальную невротизацию детей и еще более массовую проблему в сфере здравоохранения. Законопроект не просто ударит по здоровью, но еще и создает условия для усиления криминальной деятельности подростков. Если они не наберут минимальные баллы для получения СПО и лишатся возможности пойти в 10 класс, отправятся на улицу. Все это зацементирует деструктивную систему тестового подхода к итоговой аттестации. Для меня странно было видеть среди авторов этих законопроектов депутатов, которые критиковали ЕГЭ, – резюмировала Швабауэр.

Вредные инициативы

Сенатор Айрат Гибатдинов заявил, что сейчас нужно не строить барьеры, а, напротив, облегчать поступление в учреждение СПО, так как не хватает рабочих рук.

– А мы говорим: нет, мы вас еще не пустим. Тут параллельно надо вносить закон об увеличении колоний для малолетних, – эмоционально высказался сенатор, – На мой взгляд, обе инициативы вредные и не принесут ничего хорошего. В целом, сама необходимость принудительного ГИА (будь то ОГЭ или ЕГЭ), не только травмируют психику, но и вынуждают учащихся вместо реального освоения учебного материала, готовиться к стандартизированным заданиям и тратить средства на репетиторов.

По мнению учителя истории и обществознания Ивана Гусельникова, делать из ЕГЭ «палку» нельзя – он должен быть показателем того, насколько хорошо человек знает материал:

– Сейчас идет резкое падение качества образования. У учителя нет задачи донести тему, раскрыть ребенка как личность – он должен натаскивать его на стандартизированные задания. Подготовка ведется по остаточному принципу. Плюс к этому, и ГИА не являются показателем уровня образования – бывает такое, что дети заранее знают ответы.

Директор Ульяновского электромеханического колледжа Людмила Шишкина согласилась с коллегой. По ее словам, чтобы сдать экзамены, приходится заниматься только этими предметами и дополнительно привлекать репетиторов.

– Мы с трудом выполнили контрольные цифры: 50% девятиклассников экзамены сдали и стали нашими студентами, остальные сдавали второй раз – в сентябре. И только тогда мы смогли закрыть план. Я – за традиционные экзамены после 9 класса, чтобы все выпускники, которые хотят получить среднее профессиональное образование, могли бы это сделать с аттестатом об окончании основной школы. То, что при поступлении в профильные 10 классы устраивают конкурсы, не новшество. Но у обучающегося должен выбор в полном объеме, поэтому непрофильные общеобразовательные старшие классы должны быть, – считает Шишкина.

«Это не барьер»

Среди экспертов были и те, кто выступил за предложенные инициативы. Замдиректора по учебно-воспитательной работе гимназии №1 Светлана Рудак заявила, что она поддерживает отбор поступающих в 10 класс:

– Если школьник не успешен в 9 классе, есть ли смысл идти в 10-ый? Бывает так, что кто-то кое-как пересдает экзамены за 9-й, идет учиться дальше, но понимает, что уровень программы освоить не может. В итоге теряет год и идет в техникум.

Замначальника городского Управления образования Татьяна Мамишина считает, что родители и ребенок на раннем этапе могут определиться, идти сдавать два или четыре экзамена, переходить в 10 класс или поступать в учреждение СПО.

– Я не считаю это барьером. Речь идет о минимальном количестве баллов при выдаче аттестатов – он есть и сейчас. Думаю, впоследствии все механизмы будут прописаны подробнее.

Представитель регионального Минобра отметила, что пока однозначного мнения в министерстве о законопроектах нет: «Многие вопросы требуют дополнительной проработки, на это нужно время». Алексей Куринный напомнил, что на последнем заседании депутаты ЗСО уже поддержали обе федеральные инициативы.

Мы собрали мнения у сотрудников ульяновских учреждений среднего профобразования.

По словам заместителя директора электромеханического колледжа, наставника-просветителя Марины Федотовой, с одной стороны предложения в части продолжения обучения в организациях высшего образования по результатам вступительных испытаний повышает мотивацию выпускника СПО к выбору той специальности, по которой он будет осуществлять в дальнейшем свою трудовую деятельность.

– Соответственно, выпускник СПО, повышая свой уровень образования, имея уже профессиональные навыки улучшает качество подготовки. С другой, в части правил поступления абитуриентов в организации СПО путем деления на «своих-чужих» формируются искусственные барьеры по недопущению новых представителей молодежи из других регионов. А привлечение в наши образовательные организации студентов из других субъектов является увеличением показателя прироста населения. Но и идея о том, чтобы поддержать при поступлении выпускников школ нашего региона тоже имеет положительную сторону. Мы сможем снизить миграционные процессы и повысить качество поступающих абитуриентов.

Преподаватель Ульяновского авиационного колледжа – МЦК, наставник-просветитель Ринат Асадуллин отмечает, что установление четких критериев для оценки готовности учащихся по ГИА по двум обязательным предметам и двум предметам по выбору, позволит повысить уровень объективности при оценке знаний абитуриентов.

– Это может привести к повышению качества отборочного процесса, так как будут учитываться достижения учеников в более широком контексте их образовательных результатов. Но успешная реализация этой инициативы требует тщательной проработки всех аспектов, связанных с критериями определения соответствия профилей и обеспечения высокого качества образовательного процесса. Важно, чтобы данный законопроект был поддержан не только на уровне государственного регулирования, но и на уровне образовательных учреждений.

Директор департамента профобразования Талгат Хайрутдинов поддержал процедуру поступления выпускников колледжей в вузы по профильным экзаменам. Он дополнил, что законопроект нужно доработать в части снижения срока обучения через интегрирование образовательных программ.

– Сегодня интерес выпускников школ к среднему профессиональному образованию растет. Во многом это объясняется тем, что наш регион участвует в федеральном проекте «Профессионалитет». В этом году в техникумы/колледжи региона поступили более 5 тысячи человек. В вузы Ульяновской области принято около 10 тысяч человек. Они остаются привлекательными для молодых людей, стремящихся получить высшее образование.

Во время обсуждения горячей темы было отмечено, что законодательные инициативы нужно обязательно сначала обсудить с педколлективами – как школ, так и СПО, родителями и самими учениками. Тогда будет понятно, нужны ли эти изменения и важно ли сделать это именно сейчас. Пока создается ощущение спешки: проект был спущен в Госдуму из Минпросвещения в экстренном порядке. Причины понятны: нужно заполнять СПО, в стране не хватает рабочих рук. «Но стоит ли делать это таким способом?», – задал вопрос Куринный.

Цифры

  • В 2024 году в Ульяновской области было 12 497 выпускников 9 классов.
  • В 2024/2025 году в 10 классах обучаются 4 964 человека – 39,7% от количества выпустившихся девятиклассников.

Куда отправились ульяновские девятиклассники?

  • 60,2% поступили в профессиональные образовательные организации
  • 38% выбрали обучение в 10 классе или иные обстоятельства (менее 2%)

Из 4279 выпускников 11-х классов:

  • 15,7% поступили в профессиональные образовательные организации (из них 80,51% – в Ульяновской области)
  • Около 80% поступили в вузы (из них около 60% – в вузы Ульяновской области)
  • Остальные трудоустроились, обучаются на кратковременных курсах, пошли в армию и др.

Дальнейшее профессиональное обучение за пределами Ульяновской области выпускники продолжают в профессиональных образовательных организациях Москвы, Казани, Самары, Санкт-Петербурга.

В 2024 году общее количество выпускников по программам СПО в регионе составило 6 352 человека.

Наиболее популярны среди абитуриентов информационные системы и программирование, специальности медицинского профиля, педагогического, строительные специальности, подготовка специалистов для автотранспортной отрасли.