В ноябре прошлого года правительство Ульяновской области заказало разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения с проведением государственных историко-культурных экспертиз. Подрядчиком работ за 413 тысяч рублей стало ульяновское ООО «Средневолжское предприятие Спецпроектреставрация».

Речь идет о постановлении правительства региона №256 от 02.07.2009, которое создало в центре Ульяновска единую охранную зону для объектов культурного наследия – зданий-памятников. Раньше региональные власти меняли это постановление рядом с отдельными зданиями – в основном по запросам застройщиков. Но в прошлом году суд решил, что такие изменения проводились с нарушением законов: проводить их можно было только с участием федерального минкульта, да и вообще изменение зон охраны возможно для новых памятников, а не для их уменьшения и нового строительства. По сути центр Ульяновска оказался заморожен для застройщиков.

Согласно техзаданию закупки, “основной задачей проведения работ” было “приведение постановления Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» в соответствие с федеральным законодательством, с классификатором видов разрешенного использования земельных участков путем разработки проекта режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам и проведение государственной историко-культурной экспертизы”. Исполнитель должен был обосновать режимы использования земель и требования к регламентам для десятка с лишним зон: от охранной зоны ОКН до зон регулирования застройки разной высотности, а также провести полученные результаты через историко-культурную экспертизу.

Работы планировалось выполнить за месяц – до 9 декабря 2024 года. Но в срок “Спецпроектреставрация” результаты не представила. Не смогла компания представить их позже. Вместо этого заказчику была направлена информация о невозможности выполнения контракта и предложение расторгнуть контракт по соглашению сторон. Правительство на соглашение не пошло, а расторгло контракт в одностороннем порядке и обратилось в УФАС с требованием включить “Спецпроектреставрацию” в реестр недобросовестных поставщиков.

Но антимонопольщики ответили отказом. Как указывается в материалах дела, подрядчик не смог выполнить контракт, так как эксперты отказались проводить экспертизу режимов использования земель. По их мнению, необходимо разрабатывать новый Проект зон охраны ОКН:

“ООО «Средневолжское предприятие Спецпроектреставрация» направило заказчику письмо, в котором сообщалось о невозможности выполнения Контракта в связи с отказом экспертов в проведении экспертизы проекта режимов использования земель, так как для установления откорректированных режимов и требований к градостроительным регламентам необходимо разработать новый Проект зон охраны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с техническим заданием обществом выполнены работы в полном объеме, ответственность за отсутствие нового Проекта зон охраны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и невозможность проведения экспертизы не лежит на исполнителе, так как в соответствии с разделом 2 Технического задания работы включают в себя подготовку обоснованного проекта режимов использования земель и требований. Таким образом, заказчик не требовал от исполнителя разработки нового проекта зон охраны, только один из разделов и не предоставил необходимые документы для формирования полного пакета документов, необходимого экспертам”.