На промышленном комитете Заксобрания депутаты обсудили горячую тему – новый генплан Ульяновска. Принять его должны уже в июле, но до сих пор разработчики и городские власти (а теперь еще и парламентарии) не разрешили все возникшие вопросы. Василий Гвоздев назвал проект документа «потемкинской деревней», Сергей Моргачев высказал сомнения в возможности расширения многих улиц, а Сергей Шерстнев – в том, что общественные обсуждения пройдут честно.

Пока еще действующий вариант генплана города разработал питерский институт урбанистики в 2007 году. Рассчитан он был на 20 лет. Прошло 18, однако о том, что генплан устарел на всех уровнях власти говорят давно: изменилось законодательство, появились новые требования, построили разные объекты. Новый градостроительный документ разработал институт «Красноярскгражданпроект» – победитель объявленого администрацией Ульяновска конкурса.

Проект генплана с картинками (в прямой трансляции их, увы, видно не было) депутатам представляла замдиректора ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр» Татьяна Тарасова. Концепт документа – «Ульяновск – город будущего»: генплан «поможет создать гармоничную дружественную среду для жизни и работы горожан» на те же 20 лет.

Планы предложено реализовывать в две очереди, по десятилеткам: до 2035 и до 2045 года.

За основу всех нормативов разработчики взяли количество жителей Ульяновска на 1 января 2022 года – 644 670 человек. Настроены они оптимистично: предполагается, что в ближайшие десять лет город подрастет до 650 тысяч человек, а к 2045-му в нем будет 660 тысяч жителей.

Что хотят сделать

Ключевые моменты, озвученные Татьяной Тарасовой:

Территория города «как бы уменьшится», но границы городского округа останутся прежними. Их по закону нужно поставить на кадастровый учет.

Обеспеченность жилой площадью горожан в первой очереди увеличится до 38,5 кв.м. на человека, до 2045 года – до 46,2 кв м. (сейчас 31,2 кв.м.). Наиболее плотной будет застройка в Заволжье, в правобережье предусмотрены, в том числе, микрорайоны с ИЖС.

Транспортная инфраструктура будет развиваться в сторону создания непрерывной улично-дорожной сети: нужно «расшить» пробки, узкие места привести в соответствие нормативам.

Прописанные в генплане проблемные улицы: Ленина (судя по всему, в Белом ключе) – проспект Гая, Камышинская – Инзенская, Локомотивная – Кирова, Московское шоссе – поворот на Сельдинское шоссе, а также Минаева, Пушкарева, Крымова, спуск к Императорскому мосту, Нариманова, Розы Люксембург, Димитровградское шоссе и другие.

Перспективное развитие улично-дорожной сети будет происходить за счет строительства новых магистралей городского и районного значения. Ее протяженность к 2045 году составит 384 км (магистральные улицы общегородского значения – 201 км, улицы районного значения – 183 км). Новые магистрали в западной, восточной и южной частях города должны сократить перепробеги и повысить доступность периферийных районов.

Первая очередь дорожного строительства должна снять острые проблемы и разгрузить уличную сеть центра, обеспечить транспортное обслуживание микрорайонов. Запланировано опережающее развитие в строящихся кварталах в западной части. В проекте предусмотрено дальнейшее строительство улиц Шигаева, Ефремова, Юго-Западная, третьей очередь Маслова, дублера Московского шоссе, продолжения Ленкома – Оренбургской.

В планах – построить 18 транспортных искусственных сооружений (в их число включили мосты на Минаева и Смычки-Шевченко).

Также должны появиться семь транспортных разноуровневых развязок, в том числе, в районе вещевого рынка на Московском шоссе, улице Пушкарева, пересечениях академика Павлова – Димитровградского шоссе, Нариманова и Юности, Кирова – на продолжение Автозаводской.

Должны быть организованы 11 транспортно-пересадочных узлов на трамвайных маршрутах. Пассажиры смогут быстро пересесть с одного транспорта на другой, в том числе, на остановках.

«К 2045 году окончательно сформируется транспортный каркас центра города, разгрузится магистраль с затрудненным движением. Благодаря развитию общественного транспорта доля поездок на личных авто сократится. Также уменьшится среднее время поездки в общественном транспорте», – обещают разработчики.

Также запланировано строительство инфраструктурных объектов – новых электроподстанций, тепломагистралей и прочего.

Предусмотрено благоустройство территории вдоль Свияги, волжских набережных, в том числе, со стороны парков 40-летия ВЛКСМ и «Прибрежного» в Заволжье.

В перспективе на одного ульяновца должно приходиться 31,4 кв.м. озеленных пространств. К ним теперь относятся все категории – от территорий общественного пользования (парков, скверов), до ООПТ и лесопарков.

В итоге в Ульяновске должно прибавиться:

  • Жилья – на 10,7 млн кв.м.
  • Дороги – на 151 км
  • Трамвайных путей – на 45 км
  • Троллейбусной сети – на 27 км
  • Социальных объектов – на 129
  • Зеленых зон – на 773 га
  • Инженерной инфраструктуры (сюда входят реконструируемые сети) – на 450 км.

Улпресса раньше подробно писала и о других параметрах нового генплана.

Татьяна Тарасова отметила, что на первых обсуждениях было много вопросов – порядка 30:

– Сейчас практически все вопросы мы сняли. На последнем заседании комиссии их было всего три, в том числе, они касались нанесения на основной чертеж дорог и зон рекреации. Проектировщики согласились с замечаниями. Теперь мы переходим к обсуждениям ПЗЗ.

Что будет дальше?

В ближайшее время город (Управление архитектуры) должно определиться с тем, в каком формате будет представлен генплан горожанам – будут ли это публичные слушания или общественное обсуждение.

Разница у них кардинальная. На публичные слушания должны будут собрать жителей всех населенных пунктов, входящих в городской округ (это и Белый ключ, и Лаишевка, Анненково и прочее), к ним приедут проектировщики, расскажут о генплане, выслушают, запишут замечания, и, в идеале, их учтут.

Общественное обсуждение проходит в формате онлайн: документ можно изучить через интернет, там же  можно написать свои замечания и мнение, отправить разработчикам.

По мнению руководителя Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Натальи Гордеевой, для горожан второе – более удобно.

– Ничто не помешает нам сделать ряд встреч в районных администрациях, ответить на вопросы. В любом случае, в обоих вариантах будет специальная процедура оповещения граждан: объявления в газете «Ульяновск сегодня», на сайте администрации города и на нашем сайте. В администрациях районов и Управлении архитектуры будет проводиться экспозиция генплана, – пояснила Гордеева.

Депутат Роман Султашов не согласился, что формат онлайн лучше: он рассказал о жалобах горожан, что зачастую  им никто о слушаниях не сообщает. Его поддержал коллега Сергей Шерстнев:

– Есть такое понятие по публичным слушаниям: как надо, так и проведем. Говорят, что неважно как голосуют, главное, кто считает. Знаете, как проходят общественные слушания в селах, в администрациях? Я знаю, есть такой грешок.

План по реализации генплана

Наталья Гордеева напомнила, что в прошлом генплане были заложены «правильные решения, но жизнь показала, что они не были реализованы»:

– Важно, чтобы новый генплан был рабочим инструментом, и заложенные в него решения исполнялись. Они обязательно должны быть подкреплены муниципальными программами и бюджетами на их исполнение. У города пока понимание на ближайшие 5-7 лет максимум, дальше сами не знаем, как будет формироваться финансирование, и на что именно.

Председатель комитета Дмитрий Грачев задал свои вопросы: например, в Ленинском районе прописано строительство 8 детсадов, в Заволжье – 13-ти. «Нужны ли они? Найдем ли деньги? Учтен ли в генплане новый федеральный тренд на увеличение ООПТ? Ульяновск заказал разработку новой транспортной схемы – паралеллится ли она с генпланом?».

Татьяна Тарасова заявила, что после утверждения генплана будет разработан план реализации генплана:

–  В нем должны быть записаны сроки, мероприятия, которые нужно провести в соответствии со стратегий развития города. Проектировщик делал расчеты по нормам: они не могли сделать это иначе. Нужно заложить, предположим, на 5 лет строительство 3-5 детсадов, остальные – расписать на дальнюю перспективу, с ориентировочной стоимостью. План реализации генплана должен быть рабочим документом.

Камень преткновения

После этого определился главный камень преткновения между разработчиками и городскими властями – несовпадение желания и возможностей.

Замначальника Управления по строительству Наталья Бабушкина заявила, что у города есть четкое понимание, какие именно объекты будут строить на большую перспективу:

– Но и мы, и некоторые архитекторы уже говорили, что предложенное увеличение застройки за счет сельхозземель не будет способствовать устойчивому развитию. Это, наоборот, приведет к росту эксплуатационных затрат, повышению тарифов. Мы должны предусмотреть транспортную сеть, завести инженерные сети, а не делать пустые земли которые просто размежуются, а потом станут проблемой для города. Поэтому наши предложения – уйти вглубь и заниматься реновацией или комплексным развитием территории, обновлять старую инфраструктуру. Тем более, что нацпроект, на который ссылается разработчик – «Инфраструктура для жизни» –  уже не будет работать. Теперь другой проект и другая стратегия развития, финансирование будет направляться на комплексное развитие и, в том числе, модернизацию сетей.

Также город выступает за развитие Нижней Террасы – например, строить дома можно на территории садов и частных домов. По словам Бабушкиной, с марта у властей появится механизм их изъятия для развития города.

Татьяна Тарасова продолжала стоять на своем:

– План реализации генплана вас спасет.
– Мы реалисты, – ответила Бабушкина.
– Сделайте реальным план реализации генплана, – не сдавалась Тарасова.
– Мы не от частного к общему должны идти, а наоборот, – парировала Бабушкина.

Татьяна Тарасова не выдержала и «нажаловалась» депутатам на город. Так, по ее словам, в пока действующем генплане было предусмотрено развитие Железнодорожного района – поселков Пригородного и Плодового. В новом документе эта идея тоже получила развитие.

– Но город предложил там не строить, убрать из генплана эти территории, потому что недостаточно средств на развитие, прокладку дорог, инженерной инфраструктуры. Но так не бывает: здесь мы делаем немного «пустыни», а потом снова городская застройка. Как убрать из генплана развитие этой территории? У нас запланирован ввод 10 млн кв.м. жилья. И если не застраивать это место – получится минус 3 млн кв.м., – заявила Тарасова.

Не получилось выработать единую позицию и по Нижней террасе. Разработчики заявляют, что потенциальный снос садов и домов под жилую застройку, даже с выплатой компенсации, «нереальная история».

– Территория подтапливаемая, с режимным объектом – дамбой. Какое там развитие делать? Архитекторы сказали, что на месте садов можно было бы обустроить общественные пространства. А если даже там и строить, то 3 млн кв.м. здесь не будет. Как будем выполнять нацпроект?, – задала вопрос Тарасова.

Розовые очки

Далее слово взяли депутаты. Настроены они были крайне критично. Василий Гвоздев говорил про «розовые очки» и заявил, что «нам не нужны потемкинские деревни».

– Откуда разработчики взяли, что к 2045 году население прибавится на 15 тысяч? Мы при всех тенденциях уйдем в минус 50 тысяч, если не больше (на днях Улпресса публиковала подробное интервью о демографии профессора Анатолия Лапина – прим. ред.). Если только вся сельская местность переедет к нам, тогда будем 660 тысяч. Это просто розовые очки. Генплан должен быть реалистичным и честным. У нас половина из старого генплана не сделана, а тогда была Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу, регион получал деньги. Сейчас же наступает серьезный момент, много сложностей – не только для нас, для всей страны. Какое развитие? Я пессимист, сохранить бы свое.

По мнению Гвоздева, нужно строить не «город будущего», а город для людей, их качественного проживания; заняться решением реальных сегодняшних проблем о которых ульяновцы давно говорят.

Также была высказана претензия, что в генплане не учтена застройка начала улицы Локомотивной – «въездных ворот» в город, где «одно убожество и все развалено».

Сергей Моргачев попросил «передать привет Болдакину», который давно обещал, что в Ульяновске появится свой главный архитектор, но воз и ныне там. Вопросов у депутата скопилась масса:

– Как расширить улицу Урицкого, если там автобусные остановки невозможно сделать? За счет чего расширять Кирова – убирать трамвайные пути? И этим мы создадим огромную пробку на Императорский мост – «бутылочное горлышко» на двухполосную дорогу. Как расширить дорогу в Белом ключе, за счет чего? Планируется запустить по Юности трамваи по новому мосту. А Парк Победы придется сокращать? Там придется сносить мойки, СТО, кафе – все это компенсации, нагрузка на бюджет. Детсады и школы объединяются из-за нехватки детей, сотый лицей не можем достроить. А тут речь о новых объектах.

Также выяснилось, что планируемая норма озеленения в 31,4 кв.м. на человека – это «среднее по больнице». «В Ленинском районе может быть 5 кв.м., а в Засвияжье – 42, получается, что центр можно полностью заасфальтировать», – посчитал Моргачев.

В итоге участники комитета сделали вывод, что вопросов еще много и их надо прорабатывать. Тарасова предложила устроить депутатам совещание, на котором разработчики смогут присутствовать в режиме онлайн – чтобы у них можно было уточнить все нюансы.