На бюджетном комитете заксобрания Ульяновской области обсудили перераспределение средств в казне. Дефицит увеличивается на 920 млн рублей – деньги пойдут на предоставление выплат гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы. Также дополнительные средства планируется снять «с мира по нитке» – с других статей расходов и, в частности, порядка миллиарда, предположительно, с поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Что добавят, от кого убавят

Изменения в облбюджет представила первый заместитель министра финансов Ульяновской области Лариса Жаринова. Дефицит региональной казны в 2025 году увеличивается на 920 млн рублей и в общей сложности составит 1,5 млрд (1,7% к общему объему налоговых и неналоговых доходов). Дополнительные средства будут направлены Минсоцразвития на предоставление единовременной выплаты отдельным категориям граждан РФ, заключившим контракт о прохождении военной службы.

МинЖКХ и строительства в 2026 году получит дополнительно 329 млн рублей на строительство крытого футбольного манежа на Шолмова (220 млн) и Ундоровского палеонтологического музея (109 млн).

Финансовая помощь из федерального бюджета увеличивается за счет средств единой субвенции в 2025 году на 22,4 млн рублей, в 2026 году на 23,1 млн, в 2027 на 27 млн рублей. Эти средства направят Агентству записи актов гражданского состояния на выплату заработной платы с начислениями.

В 2025 году грант на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на сумму 6,8 миллиона рублей, направят в Минсоцразвития на содержание комплексных центров социального обслуживания в Павловке и «Исток» в Ульяновске.

Из неиспользованных в прошлые годы 11,8 млн рублей 10,1 млн получит МинЖКХ: 7,1 млн – на субсидии областному водоканалу на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на водоснабжение и водоотведение, 3 млн – на оплату исполнительного листа «Облстройзаказчика».

Минздраву добавят миллион рублей на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования – транспортировку пациентов, страдающих почечной недостаточностью, на процедуру гемодиализа.

Агентство ветеринарии получит 700 тысяч рублей на представление субвенций для муниципальных образований на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев.

28,3 млн, предусмотренные для Минсельхоза, перераспределят на капремонт помещений Новоспасской районной больницы.

Также в 2025 году будут перераспределены средства между облводоканалом и муниципальными образованиями на модернизацию коммунальной инфраструктуры: в 2025 году – 89 млн рублей, в 2026 – 29,1 млн, в 2027 – 115 млн.

9,7 млн рублей, предусмотренные для Минпромышленности, инвестиций и науки перейдут в МинЖКХ на ремонт сетей водоснабжения в Инзе.

По Минспорта сэкономленные 4,2 млн рублей, которые были предусмотрены на ремонт стадиона «Старт» в Барышском районе, пойдут на капремонт в спортивно-оздоровительном лагере «Сокол» по представлению прокуратуры.

– В итоге дефицит бюджета в 2025 году увеличивается на 920 млн рублей, идет увеличение коммерческих кредитов, а также в 2026 году уменьшается профицит на 379 млн рублей и увеличивается сумма привлечения коммерческих кредитов на аналогичную сумму. Верхний предел госдолга на 1 января 2025 года составил 51,5 млрд рублей, в 2026 году – 47,7 млрд, в 2027 – 46,1 млрд рублей. Законопроект получил положительные заключения, в том числе, Министерства финансов РФ. Единственное, ждем заключение прокуратуры, оно на подписи и должно быть, – резюмировала Жаринова.

Деньги — завтра, объекты — сегодня

Первым вопросы начал задавать депутат Владимир Камеко. Он поинтересовался, почему на футбольный манеж и ундоровский музей потребовалось выделение озвученных сумм. Замминистра культуры Марина Михеева уточнила, что на завершение строительства музея нужен еще 141 млн рублей:

– 32 млн рублей в этом году предусмотрены. Изначальная стоимость объекта – 196 млн, ее увеличение не предусмотрено. 109 млн нужно, чтобы определить нового подрядчика стройки и завершить объект в этом году. Были авансовые платежи, которые подрядчик будет возвращать через суд.

Замминистра спорта Евгений Юденков озвучил результаты аудита, который провел «Ульяновскоблстройзаказчик» по футбольному манежу на Шолмова. На его достройку нужно 358 млн рублей.

– В 2026 году нам откроют дополнительное финансирование из областного бюджета 220 млн рублей, в 2027-ом изыскиваем 128 млн рублей. Срок ввода объекта так и остается прежним – декабрь 2025 года, он согласован с Минспорта РФ. В ближайшее время торги на определение нового подрядчика будет проводить «Ульяновскоблстройзаказчик», – пояснил Юденков.

По его словам, 46,3 млн рублей пришлось вернуть федералам из-за того, что объект не был сдан в срок.

– Кто-то за это ответил?, – спросил депутат Владимир Камеко.

– Министра (Рамиля Егорова – прим. ред.) с должности сняли, – ответил Юденков.

– А мне казалось, он заявление по собственному написал, – ответил Камеко.

Техническая готовность футбольного манежа на Шолмова в марте составляла 85,5%, строительная – 87,7%.  Директор «Ульяновскоблстройзаказчика» Олег Ганин тогда уточнял, что если подрядчик найдется быстро, достроить объект-долгострой можно будет за три месяца.

Вопросы у депутатов вызвало перераспределение 89 млн с водоканала на муниципалитеты. Министр ЖКХ и строительства Руслан Хайрудинов отметил, что это деньги на реализацию мероприятий по федеральной программе модернизации коммунальной инфраструктуры. Причем, средства пока предусмотрены на другие объекты, нежели чем было предусмотрено изначально.

– Первый объект – это коллектор в Димитровграде. Мы дали срок до 21 апреля для того, чтобы были подготовлены необходимые документы. Пока денежные средства перераспределяются в другое муниципальное образование. Но если 21 числа данные документы будут предоставлены, мы постановлением правительства вернем эти деньги Димитровграду. Второе – это радищевский групповой водовод. И по Ульяновску два мероприятия с 2025 года переносятся на 2026 год, так как не была обеспечена муниципальная часть софинансирования, – пояснил министр.

Владимир Камеко попросил Минспорта изыскать возможность привести в порядок ФОК с плавательным бассейном в Инзе, так как муниципалитет в одиночку с объектом не справляется.

– Разобраться с теми проблемами, которые возникли при строительстве, предъявить кому-то гарантии они не могут – подрядчика нет в живых. Надо принять правильное управленческое решение и за малые средства остановить разрушение на объекте. Всего лишь навсего надо разобраться с крышей.
– Об этой проблеме мы знаем, она уже не первый год существует. У нас, к сожалению, сейчас по отрасли дефицит 161 млн рублей на которые мы очень рассчитывали, – отметил Евгений Юденков.
– В зале уже полы сгнили. Если не потратить копейки на крышу сегодня, завтра придется тратить миллионы. Бездействием доведем ФОК до плачевного состояния, будем вынуждены повесить замок и сказать, что не смогли ничего сделать. Не надо кардинальных действий – есть хорошие качественные и недорогие решения, – парировал Камеко.

«Можно опубличить»

Председатель комитета Мария Шпак подняла вопрос о необходимости приведения Минфином в соответствие закона об областном бюджете:

– Насколько сейчас наш региональный закон, который мы сегодня принимаем, соответствует реальному положению дел по госпрограммам? У Минпроса снимали деньги, у Минсельхоза. А в бюджете смотрим – у них изменений никаких нет. Как депутатам тогда работать с этим документом – основным, по сути дела, в нашей работе?

Речь зашла о миллиарде, большая часть из которого, судя по всему, будет снята с господдержки сельхозпроизводителей. По закону на мероприятия, связанные с расходами на СВО, можно проводить только бюджетной росписью, без внесения изменений в документ.

Владимир Камеко выступил за то, чтобы все передвижки в бюджете озвучивались публично.

– При формировании бюджета 2025-го в расходную часть были заложены максимальные обещания, чаяния и надежды наших фермеров, сельхозтоваропроизводителей. Вы хотя бы дайте нам ознакомиться, откуда вы этот миллиард сняли? Что вы секвестировали? Или это закрытая информация? То, что это необходимо сделать – никто не спорит. Если вы сегодня дадите предложение приостановить исполнение бюджета Ульяновской области в целях поддержки СВО, мы все за это проголосуем. Просто людей нужно подготовить к этому. А вы никому не сказали, прикрылись постановлением правительства и считаете, что это правильно. Открытость в этой части должна быть. Это не ваши средства, а налогоплательщиков. В том числе и сельхозтоваропроизводителей. И они с пониманием наверняка, так же как большинство сидящие в этом зале, отнесутся к этой истории. Но опубличить-то это можно, – эмоционально высказался депутат.

Денег на центры долголетия нет, но они держатся

Два вопроса касались социальной сферы. В бюджете закончились деньги на финансирование центров активного долголетия. Депутат Василий Гвоздев уточнил, как они будут работать – на самообеспечении, или все же люди будут получать зарплату. Министр соцразвития Дмитрий Батраков подтвердил, что действительно выделенный на 2025 год лимит на центры в 49 млн рублей закончился:

– Мы провели встречи со всеми негосударственными поставщиками соцуслуг. Никто не сказал, что закрывает двери организаций, на текущий момент все будут работать в обстоятельствах, которые сложились и ждать, когда появятся дополнительные источники финансирования и лимиты.

В регионе сегодня 42 юридических лица, которые получают субсидии на работу центров активного долголетия. В каждом занимаются от 10 до 150-200 человек. Пять юрлиц крупные – по словам Батракова, они уточнили, что месяца 2-3 за счет своих резервов осуществлять свою деятельность они смогут.

Еще один вопрос касался транспортировки диализников. Мария Шпак раскритиковала работу министра здравоохранения Марии Шалягиной в этом направлении:

– Мы много раз с вами встречались, много раз слышали инициативы, которые от вас должны были исходить, но воз и ныне там. Эту услугу оказывает только частный сектор, из-за низкого тарифа и экономической неэффективности он может развернуться и уйти. Что мы тогда будем делать?

Шпак напомнила, что разговор шел о дифференциации тарифов на транспортировку пациентов. Сейчас он составляет 82 рубля.

– Вы представляете – из Старой Кулатки привезти человека в Новоспасское, или из Павловки в Кузоватово за такие деньги? Это просто нереально. Если государство не может обеспечить эту услугу, значит, нам нужно создавать условия, чтобы эта она оказывалась частными организациями, и чтобы они не отвернулись от этого, – резюмировала глава комитета.