Чуть больше месяца назад после кризиса в ульяновском ПАТП-1, обслуживающем 15 городских автобусных маршрутов, а также выходящем на внутриобластные рейсы, снова поменялся директор. На этот раз рулить предприятием поставлен Юрий Чибисов, руководивший департаментом транспорта областного профильного министерства. Какова сейчас ситуация на ПАТП-1, сколько не хватает водителей и какую зарплату они могут получать, куда пойдут обещанные городу новые автобусы и когда должна подняться стоимость проезда на обслуживаемых предприятием маршрутах — спросили у Юрия Юрьевича в большом интервью.
С Юрием Чибисовым мы встречаемся на проходной ПАТП-1 и начинаем разговор на ходу – с осмотра предприятия. Почти сразу же доходим до главного в развитии ПАТП-1 вопроса – кадрового.
– У нас работает 250 человек, из них 100 водителей, 30 кондукторов, технический персонал и, конечно, управленцы. Ежедневно мы выпускаем 80-82 машины среднего класса, и это в основном автобусы «СимАЗ». Общей вместимостью они по 50 мест, из них посадочных — от 16 до 20. На город мы выпускаем ежедневно 60 или 64 машины. Работаем с раннего утра. Первый рейс в 5 часов начинается, возвращается последняя машина в 22 часа. Труд напряжённый, и водителям надо любить эту работу. Мы со своей стороны стараемся создать все условия для того, чтобы коллективу было удобно, чтобы люди шли к нам работать.
– Выпускаете до 64 машин на Ульяновск. А бывает, что автобус есть, но не выходит в рейс, так как водителей не хватает?
– Сейчас такое есть, это проблема для нас. Мы готовы принять хоть сегодня ещё 10-15 водителей, чтобы выпускать на наши маршруты. У нас есть план ежедневного выхода на город, в нем прописано 69 автобусов по заказу Ульяновска, а выходит на пять меньше. Автобусы есть, не хватает водителей. Если мы примем на работу людей, можно отремонтированные автобусы запустить. Есть планы и по расширению деятельности: при наличии людей надо выходить на новые маршруты, по которым город проводит расторговку.
– Каким образом привлекаете людей?
– Стараемся создавать условия. В первую очередь, держать конкурентоспособную заработную плату. Средняя зарплата у водителей сейчас 82 тысячи рублей. Если работать строго по 8 часов, то получается 73 тысячи чистыми. Есть те, кто зарабатывает и больше ста тысяч. Также у нас полный соцпакет: зарплата официальная, больничные, отпускные, материальная помощь – все это выплачивается. Условия прорабатываем: столовая есть на предприятии; учим бесплатно на категорию «Д»; транспорт предоставляем утром и вечером, чтобы доехать до предприятия. Сейчас прорабатываем с городом возможность предоставления служебного жилья для жителей ближайших районов.

Заходим в комнату отдыха. Диваны, столы, телевизор, холодильник и новая микроволновка. Помещение недавно привели в порядок – днем, между часами пик, шоферы могут здесь передохнуть.
Водитель Василий Дорощенков работает на ПАТП-1 уже десять лет. Трудится «с переработками» и получает за месяц 100-120 тысяч рублей. Говорит, что комната отдыха – это хорошо, но еще лучше введенный недавно порядок, при котором после смены водителю не приходится заниматься еще и обслуживанием автобуса:

«Сейчас вечером, когда приезжаешь, существует «загонщик». Ты подъехал, механик отметил — и ты уходишь домой. Машина тебе помоется, встанет сама на утро. А раньше надо было самому это все делать и водитель терял еще где-то полтора-два часа. А сейчас это прямо шикарно».
Юрий Чибисов напоминает телефон отдела кадров ПАТП-1 — 40-02-57.
– Вы сказали, что с новыми водителями можно будет вывести автобусы после ремонта. А как вам вообще «СимАЗы» в обслуживании?
– Вы знаете, я не могу жаловаться на «СимАЗы». Автобус «СимАЗ» однозначно лучше маленькой «ГАЗели» или какого-то «Форда». В нем и безналичную оплату удобно сделать, и воздуха больше, и места больше, людям с сумками легче. Утром и вечером ехать, однозначно, большой автобус лучше. А обслуживания требует любая техника, запчастей. Что китайские машины, что «СимАЗы».

Автобусы, стоящие на ремонте.

Сертифицированный пункт техосмотра, где проверку проходят автобусы не только ПАТП-1, но и частных компаний.

Мойка.
– Если говорить о планах закупок, сейчас прорабатывается схема, по которой обещают за несколько лет для региона закупить 400 автобусов. Наверное, ещё во время работы в министерстве вы обсуждали, какие это будут машины: средней вместимости или большой?
– Это закупка по нацпроекту. Автобусы по нему приобретать будет не только наше предприятие, но и все другие перевозчики. Всё – через конкурсные процедуры. Определённо, государственное предприятие однозначно будет закупать большой и средний класс.
– То есть эти 400 машин – это не только для ПАТП, но и и для частников тоже, но при господдержке?
– Да, меры господдержки распространяются на всех. Задача поставлена на федеральном уровне, что 85% от автобусного парка должно быть со сроком эксплуатации не более 10 лет. Поэтому это касается всех. Меры господдержки – непростые: там не будет подарков, это лизинг и в любом случае предприятию надо вкладываться.
– Юрий Юрьевич, как раз о лизинге. Не так давно лизинговые автобусы на ПАТП-1 встали из-за просрочек оплаты за взятые в лизинг машины. Сейчас какова финансовая ситуация на предприятии?
– Финансовая ситуация на предприятии стабильная. Мы получаем меры государственной поддержки и от области, и от города, спасибо и губернатору, и мэру. Зарплату выплачиваем вовремя, налоги выплачиваем. За прошлый год оплатили порядка ста миллионов всех налогов и сборов в различные бюджеты.
По лизингу: это хозяйственный вопрос, он у нас стоит на несколько лет вперёд. На ближайшую перспективу этот вопрос урегулирован.

– Вы сейчас для ПАТП-1 антикризисный управляющий или уже думаете о развитии?
– Я думаю, два в одном. Понятно, что экстренные меры пришлось принимать, но и нельзя не думать о перспективах. Мы планируем увеличивать количество автобусов на линиях из имеющегося парка. Для этого, как я уже говорил, нам нужно принять дополнительно людей. В среднесрочной песрпективе планируем увеличить свою долю на рынке города. Это участие в торгах на маршруты. По нацпроекту направляем заявки и будем участвовать в получении автобусов.
– Заявлялось, что в этом году город получит 20 новых автобусов. Они вам пойдут?
– Этот вопрос находится в стадии рассмотрения, мы там тоже есть. Я думаю, это перспектива нескольких месяцев. Часть автобусов заменят какие-то старые, которые в пригород ходят, допустим, в Арское. Но также и надо заходить на новые маршруты.
– Сейчас садоводческий сезон начинается, нагрузка возрастает. Хватит ли автобусов и водителей еще и на садоводов?
– Да, с 12 апреля открываем сезон. Мы спланировали свою деятельность, у нас 10 маршрутов садоводческих. Здесь немного проще, уже не такой жёсткий график, садовый маршрут ходит несколько раз в день, он не начинает ходить в 5 часов утра. На них мы дополнительно людей принимаем и у себя перераспределение делаем. Ну, и летом всегда пассажиропоток в самом городе снижается.
– В выходные сейчас приходится ездить через Президентский мост. Насколько это сложнее с точки зрения перевозчика? И почему не становится больше постоянных маршрутов через него?
– На эти дни город изменил расписание, маршрут стал длиннее. Минимум – это плюс 10 километров в одну сторону. Время в пути увеличилось, а цена не изменилась для нас.
Вопрос, почему у нас по Президентскому мосту ходит только один маршрут, задают часто. Есть такое понятие как логистика, это оптимальное распределение ресурсов на доставку грузов или пассажиров. Когда Императорский мост работает, по нему быстрее можно доехать. Это экономия времени для перевозчиков, экономия топлива, экономия трудозатрат. У нас есть маршрут № 10, который идёт через Президентский мост, он справляется со своей функцией. Мы не видим необходимости увеличивать на постоянной основе число маршрутов через него.
– Еще буквально на днях стал возникать вопрос: люди жалуются, что приходится дольше ждать бесплатных автобусов через мост на Минаева. Там же и ваши автобусы ходят?
– Изначально туда пускали четыре автобуса: два — мы, два — «Ульяновскэлектротранс», интервал был фактически 8 минут. Проработав две недели в таком режиме, мы увидели, что фактически утром и вечером люди есть, а после 10 часов в автобусе едет 1-3 человека, как в персональном такси. Мы в целях экономии с «Электротрансом», по согласованию с заказчиком, снизили до двух автобусов эту перевозку. Интервал сейчас 15-16 минут должен составлять. Но задержка возникает из-за того, что пробки на мосту, автобус просто не может быстро проехать.
– В этих автобусах проезд бесплатный. Это за счет города?
– Нет, в данном случае за счёт предприятия двух предприятий.
– Также с 1 апреля стартовала акция по оплате проезда через QR-код со скидкой в 10 рублей. Это тоже за счет предприятия происходит?
–Нет, мы такой подарок себе не можем позволить сделать. Это происходит за счёт национальной системы платежей. Эту разницу мы получаем от банковского сектора. Каждый день порядка двух тысяч человек пользуются этой скидкой на наших маршрутах.
– Несколько частных перевозчиков в этом году уже увеличили стоимость проезда в Заволжье, вырос тариф и для электротранспорта. Когда ждать повышения стоимости в ваших автобусах?
– Тариф мы хотели бы повысить и сейчас, потому что доходная часть отстаёт от затрат в связи с ростом цен. Но у нас контракт с городом, мы работаем на регулируемом тарифе. Законодательство позволяет повышать стоимость раз в год. Традиционно у нас в сентябре происходит изменение цены на проезд. К этому времени и ожидаем повышения тарифа.
– Время от времени ульяновские власти заявляют о том, чтобы все городские маршруты собрать в одно гос- или муниципальное предприятие. На ваш взгляд, насколько это целесообразно?
– Это мечта: сделать одно предприятие, чтобы оно всех обслуживало и чтобы все там было чётко. Но в ближайшие годы, чтобы частники исчезли, такого точно не произойдёт. У нас есть только в Москве монополист. Мы смотрели опыт соседних городов, везде работают разные перевозчики. Есть города, где государственные перевозчики имеют бОльшую долю, есть, где меньшую. Но частные перевозчики везде присутствуют. Судя вот по тем объёмам, которые они перевозят сейчас, частники останутся. Им просто нужно повышать качество своих услуг. В первую очередь это заключается в изменении класса автобуса, в применении безналичного расчета, в приёме всех социальных карт. Тогда жалоб на общественный транспорт будет значительно меньше.