На сайте заксобрания выложен законопроект «О психологической помощи в Ульяновской области», предусматривающий создание в регионе стандартов ее оказания, реестра специалистов-профессионалов и 
специального Совета, который будет координировать их работу. Цель, прописанная в документе, благая: установить четкие стандарты качества услуг, защитить права получателей и специалистов, работающих в этой сфере. Но есть ряд нюансов. Спросили экспертов, что они думают об этом законопроекте.

Документ разработали два депутата, представляющие в областном парламенте ЛДПР – лидер фракции Дмитрий Грачев и Сергей Кочергин. Необходимость в принятии закона они описали в пояснительной записке:

– В современных условиях растет потребность населения в квалифицированной психологической поддержке. По данным ВЦИОМ, в конце 2024 года индекс потребности в психологической помощи в России составил 30 пунктов из 100 возможных. Это в 1,3 раза больше, чем в 2022 году (тогда индекс был равен 23), и максимум с 2009 года (показатель составлял 32). При этом действующее законодательство не учитывает специфику оказания психологических услуг и не обеспечивает должного уровня их качества и доступности.

Цель, которую поставили депутаты – создать правовую базу для регулирования отношений в сфере оказания психологической помощи (положения закона не распространяются на психиатрическую и медицинскую психотерапевтическую помощь). Это попытка поймать сразу трех зайцев: установить четкие стандарты качества оказываемых услуг и организовать систему контроля за их соблюдением, создать единую государственную систему психологической помощи и обеспечить защиту прав ее получателей и специалистов, работающих в этой сфере.

Ключевые моменты, указанные в законопроекте:

При правительстве Ульяновской области создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи. Его члены, в том числе, участвуют в формировании социальной политики региона и разрабатывают рекомендации по социальной и профессиональной поддержке специалистов-психологов.

В регионе формируют Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь, и устанавливают требования к ним. Войти в него можно будет в добровольном порядке. Специалисты, включенные в Реестр, будут обязаны:

  • соблюдать установленный в Ульяновской области Стандарт;
  • оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных правительством Ульяновской области;
  • оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Также тем, кто войдет в Реестр, гарантируют определенную поддержку: например, в организации обмена опытом, информационно-методической помощи, повышении квалификации, содействии в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Разрабатывается и принимается Стандарт оказания психологической помощи населению в Ульяновской области – нормативы ее качества и объема. Для тех, чья работа оплачивается с использованием средств областного бюджета, его применение будет обязательным. Утверждать Стандарт будет региональное правительство.

Также законом предусмотрены меры социальной поддержки специалистов-психологов государственных учреждений и механизмы финансового обеспечения деятельности по оказанию психологической помощи.

По мнению детского врача-психиатра Михаила Шевалдова, разрабатываемый закон в целом дублирует документ, внесенный на рассмотрение в Госдуму (скорее всего, он будет принят), а также дает пояснения касательно применения этого закона на территории области.

– Но некоторые формулировки в проекте закона двояки. Так, например, в статье 11 говорится о добровольном включении психологов в областной реестр лиц, оказывающих психологическую помощь. В статье 12 уточняется, что лица, внесенные в реестр, должны соблюдать правила (стандарт), предписываемый законом. Хотя это условие уже есть в статье 10 – то есть, оно вроде бы для всех. Также говорится, что лицо, внесенное в реестр, обязано оказывать бесплатную и экстренную помощь при ЧС и случаях, установленных правительством Ульяновской области. То есть, в теории частника могут вызвать в командировку и он не сможет отказаться? Получается, что в большей степени, закон регламентирует работу бюджетников, которые в добровольно-обязательном порядке будут включены в Реестр. А частники останутся в стороне, или «иными условиями» будут вынуждены в него себя записать, – говорит Михаил.

Также, на его взгляд, не совсем понятен (в обоих законах – областном и федеральном) порядок онлайн-консультирования. Например, в рамках какого закона будет работать специалист из Москвы – своего региона или закона клиента из Ульяновска? Непонятно, каким образом, ведение этого реестра позволит сделать более доступной психологическую помощь – новые рабочие места закон не создаст, как и новых специалистов. А, как уточняет Шевалдов, потребность в доступных или бюджетных психологах, особенно детских, по всей стране огромна.

– Также интересен пункт, касающийся работы некого Совета по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в Ульяновской области. Таким образом (в теории) руководство региона сможет продвигать ту или иную повестку, будь то работа с женщинами, которые намерены прервать беременность и должны пройти психологическое консультирование, или с подростками предпризывного возраста, – добавляет врач.

В целом закон об оказании психологической помощи, как считает Михаил, необходим. И не только для контроля деятельности психологов, но и для развития психопросвещения людей – чтобы они не боялись обращаться за помощью, не считали это стыдным или позорным, понимали, что психическое здоровье – часть общего здоровья.

– К сожалению, в последние годы, места психологов занимают различные коучи и наставники (в негативном смысле), а то и вовсе астрологи и гадалки, которые, естественно, не имеют психологического или медицинского образования. К ним люди идут с теми же эмоциональными проблемами и личностными запросами, которые мог бы решить психолог или психотерапевт. Честно сказать, и диплом не панацея – нередки случаи, когда отучившись в университете, а то и на краткосрочных курсах, «психолог» начинает активно использовать в своей практике эзотерику, ненаучные или даже опасные методы. В идеале, новые законы о психологической помощи, должны оградить людей от таких псевдоспециалистов. А их, в свою очередь, вынуждать подтверждать свои профессиональные навыки или работать в общепринятых практиках. При этом, в законе указаны виды помощи, но не указаны техники и практики, что все-таки оставляет огромный простор для их использования (и, возможно, для дальнейшего законодательного регулирования), – резюмирует Шевалдов.

Основатель ульяновской сети клиник, в числе которых есть Центр душевного здоровья, Нина Березина отмечает, что вопрос со специалистами сегодня очень больной. Доморощенных интернет-психологов огромное количество, клиентам сложно сориентироваться и выбрать, а навредить в этой тонкой сфере очень легко.

– Мы берем на работу психологов с обязательным условием – иметь профильное высшее образование и специальную подготовка по определенным направлениям. Бывает так, что приходят с дипломом вуза на руках, но раньше работали учителями, бухгалтерами и даже делали маникюр. Таким «специалистам», разумеется, отказываем. А количество пациентов, между тем, действительно растет практически каждый день. Стрессы испытывают все, и по разным причинам: у кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий.

Как отличить психолога-профессионала от шарлатана?

  1. При выборе психолога стоит обратить внимание на следующие факторы и рекомендации:

Образование и специализация.
Диплом показывает общее образование по выбранной специальности, а не индивидуальную терапию. Важно обратить внимание на удостоверение о дополнительной специализации и повышении квалификации.
Все это можно посмотреть на агрегаторах отзывов. Самые объективные: «Про докторов», Сберздоровье, «На поправку», Яндекс карты, 2ГИС.
  2. Опыт работы.
 Желательно, чтобы специалист имел опыт работы с похожей проблемой, это тоже можно посмотреть на отзовиках, либо на сайте организации.
  3. Комфорт.
 Общение с психологом не должно создавать дискомфорта. Если консультации провоцируют неприятные ощущения, терапию лучше прекратить и найти более подходящего специалиста.

Супервизия.
Хорошо, если консультант плотно работает с опытным и квалифицированным коллегой. Лучше, если это врачи психотерапевты, чтобы не просмотреть заболевание получить от него рекомендации.
  4. Формат консультаций.
 Можно выбрать онлайн- или офлайн-сессии. Важно учесть, реально ли специалист сможет оказать помощь на расстоянии.
  5. Цена услуг. 
Прайс начинающего психолога обычно ниже средних на рынке цен. Чем выше квалификация и больше опыта у специалиста, тем выше стоимость его услуг.

Отзывы.
Иногда определиться с выбором помогают отзывы близких людей или также на отзовиках или заметные изменения у знакомых. Но важно помнить, что это субъективные ориентиры.
  6. Пробные занятия.
 Существуют «тест-драйвы», где можно почувствовать, насколько складывается контакт со специалистом, узнать про методы работы психолога, проверить, подходит ли пациенту способ выражения обратной связи.