На днях в соцсетях опубликован проект реконструкции текстильного комбината «Иштекс». Но, как обратил внимание архитектор Олег Владимиров, согласно проекту, на здании комбината не сохранятся огромные мозаичные панно. Фигуры девушек, символизирующие времена года, знакомы всем, кто проезжал через Ишеевку — не заметить их невозможно.

«Частный бизнес возрождает р.п. Ишеевку», — под таким заголовком общественник, эколог и блогер Александр Брагин опубликовал информацию об открытии в здании «Иштекста» магазина низких цен. Новость также была сопровождена эскизами того, как здание текстильной фабрики будет выглядеть после полного окончания реконструкции.

 

Напомним, «Иштекс» был обанкрочен в 2005 году. В 2016-м было зарегистрирован индустриальный парк «Ишеевский». Работы по реконструкции здания начались в 2022 году.

«Данный проект, поддержанный частными инвестициями, представляет собой не только обычное открытие магазина, а начало масштабной трансформации всей территории бывшей фабрики. В ближайшем будущем здесь планируется создать современный торгово-офисный деловой центр. Это позволит сделать поселок Ишеевка живым и динамичным местом, которое станет настоящим сердцем местной экономики…

Важно отметить, что проект по реконструкции здания разрабатывается известным ульяновским архитектором Виктором Шестаковым, что добавляет дополнительный уровень уверенности в его успешной реализации. Вскоре жители смогут увидеть обновленный фасад здания, который станет украшением поселка и наглядным примером гармоничного сочетания современного дизайна с историческим наследием», — сообщил Александр Брагин.

В архитектурном сообществе эта новость была встречена неоднозначно. Руководитель архитектурной мастерской Олег Владимиров отметил, что проект нового фасада не предусматривает сохранения советских мозаик на нем. Между тем, такой опыт, пусть и небольшой, в Ульяновске есть. Например, это сохраненное панно в гостинице «Советская»:

«Знаменательно, что новость о планах по уничтожению советских мозаичных панно на фасадах бывшей суконной фабрики в Ишеевке (опубликован проект новых фасадов) появилась накануне 1-го Мая — праздника Весны и Труда и 9-го Мая — Дня Победы в Великой Отечественной войне. О той огромной роли, которую Ульяновская область сыграла в поставках сукна для солдатских шинелей в годы, ВОВ широко известно, несколько дней назад Губернатор А.Ю.Русских в своём выступлении об этом тоже напомнил. Это на словах, а что на деле? Почему так происходит? Кто может исправить ситуацию: архитектор — автор проекта, районная администрация, управление по охране объектов культурного наследия, Губернатор?

Архитектор точно не может. О роли архитектора в наше время можно сказать только одно — она никакая. Если подписал контракт с инвестором, будешь делать то, что ОН заказывает, по-другому не бывает. В этом смысле автора проекта фасадов фабрики В.М. Шестакова обвинять в уничтожении советских мозаичных панно бессмысленно. Тем более, у его поколения архитекторов полочка в голове, где должны хранится знания об истории страны и края, пустая: в процессе обучения никто эти знания не вложил. А у некоторых и самой полочки нет.

Удивили также комментарии в соцсетях — никто на необходимость сохранения истории суконной фабрики и проявления уважения к труженикам Ишеевки внимания не обратил.

В связи с этим вспоминается легенда о манкуртах.
Манкурт — согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни.

В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими историческими, национальными корнями, забывшего о своём родстве.

Может быть для кого будет открытием, но основные решения по проекту принимает инвестор. Панно невозможно не заметить: они расположены на главном фасаде здания фабрики. Но если они в новом проекте уничтожаюся, значит это все делается СОЗНАТЕЛЬНО и по идеологическим соображениям (экономия здесь копеечная).

Успешные примеры сохранения и реставрации аналогичных панно в стране есть. Ничего особенного в техническом плане эти решения из себя не представляют. Было бы желание. У В. Б. Харлова желание сохранить панно в вестибюле гостиницы Советская было — его сохранили и отреставрировали.

А если у инвестора желания нет, или он идейный противник сохранения исторического наследия, то местные органы власти инвестора поддержат и обоснуют, что панно в составе объектов культурного наследия не числятся, на охрану их поставить нельзя, и что это вообще не ценность, поскольку представляет советскую эпоху, а тогда культуры не было, а человека труда той эпохи сейчас ни прославлять, ни помнить о нем не положено.

Очень странно, что такая ситуация в регионе расходится с федеральной политикой в области культуры.

Для справки:

Ишеевская суконная фабрика (1802-1925)
Ишеевская суконная фабрика им.Гимова (1925-1960)
Ишеевский текстильный комбинат им.Гимова (1960-1992)
Ишеевская суконная фабрика имени Гимова ведет свою историю с далекого 1802 года. Во времена Великой Отечественной войны фабрика снабжала сукном армию — было выткано свыше 23 тысяч метров шинельного сукна, из которого сшито более 4 миллионов шинелей».

Фото панно — архивист Антон Шабалкин, 2010 год.
Проекты фасадов — тгк «Волкодав73».