Прекрасный «город-сад» – таким видел центральную часть Ульяновска Евгений Голенко, ставший в послевоенные годы главным архитектором города и посвятивший себя его преображению. Сегодня его наследие живет на улицах, в парках и скверах, а одним из ярких воплощений идеи стал бульвар Новый Венец. «Сотворение человека. Ненаписанные письма архитектора Голенко» – под таким названием театр-студия «Анфан-Террибль» готовит спектакль о жизни, творчестве, трудовом и военном подвиге Евгения Голенко. Подробности – в материале портала «Ульяновск сегодня». Великая Отечественная война кардинально изменила облик Ульяновска: из небольшого провинциального города он превратился в областной центр с большим промышленным потенциалом. Осенью 1946 года был утвержден первый генеральный план развития города. За его реализацию взялись бывшие фронтовики – талантливые архитекторы, вдохновленные Победой и желающие обогатить город новыми постройками. Ульяновская организация Союза архитекторов России занимается масштабным исследовательским проектом, его задача – увековечить память об архитекторах, которые не только сражались за Родину на фронтах, но и восстанавливали Отечество, создавая новые города в послевоенное время. – Нам доверено провести большую исследовательскую работу об архитекторах-участниках Великой Отечественной войны. Мы начали эту работу, до нас ею никто не занимался, информация никак не систематизирована, а материалов очень много. И в ходе работы мы открываем поистине удивительные судьбы, – говорит почетный архитектор России, вице-президент Союза архитекторов России Александр Капитонов. – Судьбами ульяновских архитекторов мы интересовались и до юбилейного года. Собирали информацию о наших знаменитых архитекторах, участниках Великой Отечественной войны: Серафиме Титове, Николае Медведеве и Валентине Филимонове. Они были основоположниками новой застройки Ульяновска. При них появился новый образ улиц Минаева и Кирова, центральной части города. И таких людей очень много, не только в городе, но и по Ульяновской области. Упомянутые личности действительно оставили значимый след в истории города. Стоить вспомнить, что в этом году мы празднуем 50-летие обелиска Славы – монументального памятника, спроектированного и возведенного под руководством Николая Медведева и Серафима Титова. Почетное место в плеяде талантливых зодчих занимает и Евгений Голенко. Совершив подвиг на фронте, он продолжил служить Родине уже в мирное время. Будучи главным архитектором Ульяновска и области, а затем главным инженером «Ульяновскгражданпроекта», он посвятил себя масштабному преображению городского пространства. Появились изящные металлические ограждения на Новом Венце, в парке Свердлова, вдоль улицы Гончарова и Пролетарской площади. Парк Свердлова украсил величественный каменный вход. Второе дыхание получили здания филармонии и речного вокзала. Главная улица города – Гончарова – пережила масштабную реконструкцию, были асфальтированы улицы и площади. Именно Евгению Голенко и посвящен готовящийся спектакль «Сотворение человека. Ненаписанные письма архитектора Голенко» в постановке художественного руководителя театра Дмитрия Аксенова, который тщательно изучил его биографию. Уроженец Владимира, Голенко познакомился с Ульяновском еще в 1930-е годы, когда учился в строительном техникуме, а после начала войны окончил военно-инженерное училище. С марта 1942 года лейтенант Голенко командовал саперным взводом. В своей автобиографии он перечислял: «разминирование, минирование, строительство оборонительных рубежей, мостов и дорог». К концу войны уже в звании майора Голенко со своим батальоном возводил мосты на Эльбе для исторической встречи с союзниками. Он был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени и Александра Невского, а также медалями. – Читая о Евгении Ивановиче, я обнаружил то, что нас роднит, мой дед тоже служил в инженерно-саперной штурмовой бригаде. Под Сталинградом Галенко с товарищами минировал танкоопасные направления, за что был награжден медалью «За боевые заслуги». То есть мы по какой-то духовной истории в какой-то мере земляки». В настоящее время идет творческая работа над воплощением режиссерского замысла в сценическое действие. Дмитрий Аксенов не просто хочет художественно воплотить внутренний мир героя, рассказать о вызовах, с которыми он сталкивался. Его замысел гораздо шире, он затронет тему духовной роли архитектуры. – Архитектура – это долговечное послание потомкам. Слова могут раствориться в пространстве и быть забыты, книги могут перестать читать, но архитектуру не уберешь с улицы. Настоящая, подлинная архитектура – это то, что превращает человека в человека. И здесь я пытаюсь рассмотреть не столько жизнь, а сколько бытие архитектора Голенко как автора вот этих неписаных заветов нам, потомкам, которые не должны забывать о том, что жизнь наша для того, чтобы этот «сад» продолжал цвести и плодоносить, расширяться, становиться лучше, – говорит Дмитрий Аксенов. Важно отметить, что наследница архитектора – его дочь – дала согласие на авторскую интерпретацию, художественное переосмысление его наследия: его творений, статей, альбомов, отрывочных фразы из его биографии. Перед создателями спектакля стоит непростая задача: соединить доступность повествования с высокой поэтикой театрального языка. Премьера состоится 23-24 мая. (16+) ![]() |
|