Областной водоканал попал в патовую ситуацию: из-за миллионных долгов перед энергетиками и налоговиками счета предприятия могут быть арестованы. Руководство предприятия и представители министерства ЖКХ сегодня пытались доказать депутатам на заседании «коммунального» комитета Заксобрания, что дело – в низких тарифах и задолженности в возмещении межтарифной разницы. Но в ответ прозвучала критика их работы. Ненамного лучше ситуация и на городском водоканале — ему на выход из сложной ситуации нужно 5 млрд рублей.

О сложном положении, в которое попал Ульяновский областной водоканал, рассказал замминистра ЖКХ и строительства Андрей Головко. Он напомнил, что с 1 декабря 2022 года региональным законом утверждены льготные тарифы. Разница между ними и экономически обоснованными тарифами должна возмещаться из областного бюджета. Но в 2023 году водоканал недополучил 67 млн, в 2024 — 70 млн рублей.

На это наложился еще один аспект – размер экономически обоснованных тарифов, ежегодно утверждаемых региональным Агентством по тарифам и ценам для областного водоканала, не обеспечивает покрытия понесенных затрат на оказание услуг и ремонтные работы.

– Это приводит к снижению собственных доходов и увеличению затрат. На 1 января 2025 года кредиторская задолженность предприятия составляла 312 млн рублей. Из них 196 млн – перед Ульяновскэнерго, 96 млн – налоги и сборы за 2024 год, 18,7 млн – перед поставщиками за оказанных услуги и поставленные материалы за 4 квартал 2024 года. Прогнозируемый объем собранных собственных средств в 2025 году – 425 млн рублей. А расходов – на 1,716 млрд. Выпадающие доходы с учетом кредиторской задолженности, составляют 1,291 млрд рублей, – привел расчеты Головко.

По его словам, финансовая поддержка областного из регионального бюджета на 2025 год составляет 377,4 млн рублей. 96 млн пойдут на завершение строительства водопровода до микрорайонов Солнечный и Зеленый в Новоульяновске, 5 млн – на разработку ПСД по строительству сетей сетей водоснабжения для квартала многодетных семей в Димитровграде, 9,5 млн –  на капремонт сетей водоотведения в Новоульяновске, 9,7 млн – на капремонт сетей водоснабжения в формирующемся индустриальном парке в Инзе, 19 млн – за потребленные ресурсы Ульяновскэнерго (январь и частично февраль 2025 года).

Также 135 млн уйдет на выплату зарплаты сотрудникам водоканала за январь — апрель, 39 млн – на налоги и сборы за 2025 год, 60 млн – на погашение задолженности по налогам за 2024 год, 3,4 млн – на погашение кредиторской задолженности перед поставщиками за ноябрь-декабрь 2024 года.

– На 13 мая задолженность перед Ульяновскэнерго возросла до 223 млн рублей, из них уже просужено 182 млн. Если АО направит требование в банк, расчетные счета будут заблокированы и деятельность предприятия остановится. Также 30 мая – срок оплаты налогов и сборов. 30 млн составляют страховые взносы и НДФЛ за март-апрель 2025 года. В случае их неоплаты налоговая также подаст заявление о блокировке счетов в банке. Дефицит финансовых средств сегодня на водоканале составляет 914 млн рублей, – резюмировал замминистра.

Он попросил депутатов поддержать перераспределение бюджетных средств внутри министерства – 63,6 млн рублей планируется выделить предприятию в качестве субсидий на выплату зарплат за май и первую половину июня. До 1 декабря нынешнего года на оплату труда работников нужно будет еще 442 млн рублей.

Эта просьба вызвала гнев у депутата Владимира Камеко:

– Мы же уже поддержали вас денежными средствами, что еще поддерживать? Да, мы понимаем, что тарифы не позволяют предприятию содержать себя и выполнять функции хотя бы на «удовлетворительно». Поэтому был принят закон, что межтарифная разница должна компенсироваться из бюджета Ульяновской области. Есть инструменты, но ими, получается, никто не пользуется.

Новый директор областного водоканала Андрей Жеребенков назначен лишь три дня назад, поэтому дополнить ничего не смог.

О ситуации на городском водоканале рассказал главный инженер Дмитрий Урусов. Он пояснил, что основное направление капитальных вложений – сети водоотведения.

– По количеству засоров и аварийных ситуаций они вышли на первое место. Мы уже реализовали несколько проектов – капитально отремонтировали 6,8 километра напорного коллектора, провели санацию самотчного коллектора по улице Невского…, – начал перечислять проведенные работы Урусов.

Но его перебил Камеко.

– Вы рассказывает то, что нам не нужно знать. Нам бы услышать ваши предложения – как выйти из ситуации?, – заявил депутат.

– Долг перед энергетиками мы сократили на 150 млн рублей. Работы по финансовому оздоровлению проводятся. По тарифам вышли в суд, есть решение, касающееся 2023 года. Тарифы мы подняли на 6,3%. Но этой работы пока недостаточно. Мы хотели бы настоять на экономически обоснованном тарифе и его росте процентов на 20, – ответил главный инженер.

Также он обозначил еще одну проблему – кадровую. Зарплата на предприятии низкая, текучка – большая:

– Скорее всего, нужно будет решать вопросы уже не по энергетике, а о том, что мы не сможем физически производить работу, так как люди уходят, они хотят получать достойную зарплату.

К обсуждению подключился Константин Долгов. Он поддержал коллегу, что «не надо нам рассказывать о профессиональной деятельности» и задал те же вопросы – какие есть предложения и что сделать, чтобы «завтра муниципалитеты не остались один на один с проблемой».

– Спасет вас поднятие тарифов? Завтра их поднимем — что случится? Вы закроете все долги?, – задал вопрос Долгов.

– Да, перед энергетиками…, – пытались ответить водоканальцы.


– Что случится? Мы один раз поднимали тарифы на 30%, говорили, что все проблемы решим. Но все на том же месте. Где расчеты? Бизнес-план по выходу из ситуации?, – продолжил депутат.


– Все экономические расчеты есть в тарифном деле…


– Нет времени на болтовню! Какой у вас дебет, какой объем воды подняли, сколько стоит кубометр?, – перебил Камеко.

В итоге он резюмировал, что и работа министерства ЖКХ «не выдерживает никакой критики: вы предприятия бросили в одиночное плавание, и они плывут, плечо никто им не подставил». Вопрос, как водоканалам выходить из сложнейшей ситуации, так и повис в воздухе. По словам Урусова, на это нужно 5 млрд рублей:

– Все планы у нас есть, они требуют реализации, но федеральные программы подразумевают софинансирование. Мы понимаем, что такую сумму и такие капитальные затраты мы нигде не найдем. Но все технические мероприятия у нас «упакованы». Единственное, они требуют дополнительного осмечивания, чтобы зайти в федеральные проекты. Мы готовы все эти вопросы выдать, и выдавали их в министерство ЖКЖ и депутатам Законодательного собрания.

Глава администрации Майнского района Олег Шуенков рассказал, что волей судьбы его муниципалитет стал первым, кто пострадал от ситуации с областным водоканалом. Сейчас предприятие работает на территории района незаконно. 25 февраля в силу вступило решение суда, и прокуратура требует его выполнить:

– Очень прошу как можно быстрее на уровне министерства ЖКХ, правительства Ульяновской области собрать рабочую группу, которая должна собраться в ближайшее время и разработать дорожную карту по выходу из ситуации. Чтобы мы могли подать в суд заявление об отсрочке исполнения решения суда. В противном случае в конце мая – начале июня в нашем района начнется коллапс.

В этом году правительственная комиссия РФ одобрила для Ульяновской области увеличение лимита займа из Фонда национального благосостояния на 948 млн рублей. Сейчас направлена заявка, после ее одобрения в ремонт коммунальной инфраструктуры должны вложить 1,185 млрд рублей. Деньги пойдут на реконструкцию КНС по улице Диспетчерской, капремонт самотечного колектора по Рябикова, Лихачева, Невского и прочие объекты. Конкурсные процедуры должны пройти в июне после утверждения заявки, работы должны завершиться в этом году.

Также есть еще один источник средств, которые можно будет пустить на ЖКХ. С федералами подписано соглашение о списании двух третей бюджетного кредита и поэтапном направлении высвободившихся средств на коммунальную инфраструктуру. Общая сумма – 14,8 млрд рублей до 2029 года, 7,4 млрд из них – на коммуналку. Но, как выяснилось на заседании комитета, пока новых объектов на 2025 год на эти средства закладывать не будут, а перспективы на 2026-й пока туманны.