После визита в Ульяновск министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова региональные власти заявили о мощной поддержке, которую федералы планируют оказать заводу «Авиастар-СП», который выводит на серийное производство самолеты Ил-96МД-90А. Речь идет о десятках миллиардах рублей (точная сумма пока не называется), которые пойдут на техническое перевооружение предприятия. Как уточнил губернатор Алексей Русских, финансирование начнет поступать уже с нынешнего года. Собрали подробности.

Федеральные средства, о выделении которых глава Минпромторга и губернатор договорились во время визита, будут направлены на закупку нового оборудования. Это должно помочь нарастить уже к концу 2027 года объемы производства самолетов Ил-76МД-90А до 12 единиц год, далее – до 18 и в перспективе – до 24 бортов.

— Министр подтвердил намерения помочь нашему авиазаводу с дальнейшей модернизацией, – пояснил Русских.

Напомним, в прошлом году из стен «Авиастара» вышли восемь Ил-96МД-90А для Минобороны. Как уточнил зампред правительства Сергей Васин, пока на предприятии есть проблема нехватки мощностей по металлообработке – нужно еще больше станков. Для этого необходимо соответствующее финансирование. И решения для его обеспечения, судя по всему, были выработаны.

Задачу выйти на производство до 20 самолетов в год перед авиазаводом поставили еще в прошлом году. Во время прямой линии Алексей Русских заявил, что это «не несбыточная мечта»:

– Три года назад «Авиастар» собирал один самолет в год, сейчас – восемь, задача – выйти на 18-20 машин. Проведена огромная работа по импортозамещению и кооперации.

Фото Виктории Чернышевой

Контракт, который сейчас исполняет «Авиастар-СП», был подписан еще в 2012 году ныне экс-министром обороны Анатолием Сердюковым и теперь уже бывшим президентом Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. Контракт подразумевал поставку военному ведомству 39 самолетов Ил-76МД-90А, его стоимость составила почти 140 миллиардов рублей. На тот момент это был самый крупный заказ в российском авиапроме за всю его историю.

Первый серийный тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А был передан военно-транспортной авиации ВКС России 2 апреля 2019 года. Тогда предполагалось, что уже до конца того же года авиастроители передадут военным еще пять воздушных судов. Но в итоге в 2019-ом собрали лишь три.

Фото Виктории Чернышевой

В 2020 году Минобороны перезаключило этот контракт на новых условиях. Выяснилось, что 39 самолетов «Авиастар-СП» должен был поставить примерно по 3,6 млрд рублей за единицу. Но при такой стоимости каждое воздушное судно приносило заводу около 1 млрд рублей. В итоге «Авиастар-СП» смог поставить всего шесть машин.

В итоге по старому контракту авиазавод должен был сдать 13 самолетов, а после 2021 года, по новому контракту – 14 воздушных судов до 2028 года. Тогда «Ъ» озвучивал, что стоимость одного Ил-76МД-90А составляет 4,5–5 млрд рублей.

Почему предприятие так долго «раскачивается» с выходом на полную мощность? Помимо нехватки оборудования, по словам главы аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, есть и другие причины:

– Действительно, темпы сборки растут не слишком быстро: уже два года было по шесть самолетов, в 2025 году ждем только семь. Для того, чтобы «ускориться», нужно и провести техническое перевооружение по всей цепочке поставщиков, и нанять дополнительное количество основных производственных рабочих, опять же – по всей цепочке. Вопрос даже не в том, что все эти мероприятия требуют больших затрат: в значительной степени закупка станков и оснастки уже профинансированы. Но в целом сейчас очень велика конкуренция за кадры, и авиастроители, несмотря на то, что зарплаты были повышены, несмотря на жилищную программу и другие меры поддержки, не могут конкурировать по уровню зарплат с другими отраслями.

Конечно, окончание СВО изменит ситуацию на рынке труда, а также позволит предприятиям-поставщикам переориентировать свои мощности на другие программы, в том числе реализуемые в Ульяновске.

Эксперт отмечает, что в целом сборка Ил-76МД-90А, работы по гражданским программам, прежде всего, по МС-21, позволят обеспечить заводу ритмичную загрузку. Но для того, чтобы предприятие работало эффективно и с прибылью, нужно кратно увеличивать объемы производства, в первую очередь по гражданской тематике. Речь об уже существующих кооперационных поставках в интересах других заводов – для самолетов МС-21, Ил-114-300 и прочее.

Что же касается перспектив запуска на ульяновском авиазаводе финальной сборки других самолетов (например, семейства Ту-204, которые здесь выпускали раньше), то, по словам Пантелеева, нужда в этом пока не просматривается:

– У нас сейчас нет такого количества программ и заказов на самолеты, чтобы разворачивать их сборку на новых площадках.

Справка

Ил-76МД-90А – это глубокое развитие легендарного советского Ил-76. Машина получила новый двигатель, усовершенствованное крыло, современное бортовое радиоэлектронное оборудование. Самолет также имеет увеличенную дальность полета и грузоподъемность.