На выходных в Речпорту Ульяновска уже в третий раз гремел музыкальный фестиваль «Баржа Live». В этом году его отличал заметно более высокий уровень хедлайнеров: ульяновцы смогли вживую услышать группы «The Hatters», «Amatory» и «Братья Грим». Среди других новшеств — продажа слабого алкоголя и заторы по дороге к порту. Конкретную стоимость события его организатор Кирилл Кузнецов предпочитает не называть. В заявке на семимиллионный грант Президентского фонда культурных инициатив речь шла о 17 млн рублей. По словам Кузнецова, несмотря на рост числа зрителей, заработать на фестивале не удалось, но для его команды это не первостепенно. О других деталях организации и итогах фестиваля на Волге — в нашем интервью.

— Как бы вы оценили прошедший фестиваль?

— Мы с командой ежегодно видим фестиваль в основном из-за сцены, поэтому и в этом году ориентируемся не на собственные ощущения, а на отзывы зрителей. Судя по ним, все прошло не просто хорошо, а почти идеально. Даже дождь наши зрители записали в плюс, а не в минус. Минимальные недочеты, конечно, тоже есть, но если бы их не было, то к чему бы нам было стремиться в будущем?

— Чем нынешняя «Баржа» в лучшую сторону отличалась от двух предыдущих?

— Для команды нынешняя «Баржа» отличается всем. После прошлого года мы сменили почти весь административный и технический состав, поэтому по данным направлениям нам пришлось делать фестиваль практически с нуля, учиться вникать в каждый процесс досконально, выстраивать новые цепочки контактов. С другой стороны, благодаря этому мы стали более свободны в содержательной части — позволили себе абсолютно все, что захочется, как в маркетинговом плане, так и в плане реализации собственных, порой сумасшедших идей. Творчество в чистом виде. Чем нынешняя «Баржа» отличается со стороны? Количеством зрителей, обилием кликбейтной рекламы и коллабораций, продуманной и расширившейся гастро-зоной, прямоугольным фронтоном и новыми спецэффектами на сцене, а также тем, что мы наконец поставили саму баржу максимально правильно к зрителю. Ещё в этом году у нас были другие артисты, но они у нас каждый год потрясающие.

— Зрители этого года отметили обилие свето-звуковых эффектов. Кто ими занимался?

— За магию света и звука в этом году отвечала команда нашего технического директора Павла Глухова и его компания “NewTone Show” и компания “ArtMusic” Юрия Валентиновича Коноваленко. За качественное распределение визуала отвечало агентство “Maximum” нашего бессменного партнера Максима Культина.

— Сколько вы собрали слушателей и не отпугнула ли часть из них погода? Считали ли иногородних?

— Согласно предварительным автоматизированным подсчетам, в этом году на фестивале было порядка 15 000 посетителей, без малого одна треть которых туристы. В том числе, приехавшие специально на наше мероприятие. Как я и сказал ранее, погода пришедших не только не отпугнула, но и, напротив, добавила определенных красок и эмоций. Впрочем, не исключаю, что она отпугнула тех, кто не пришел. Но их число мы никогда не узнаем. Зато в нашем телеграм-канале вы можете сами посмотреть несколько небольших видео с поющей вместе с артистами многотысячной толпой и оценить масштабы лично.

— Были проблемы с транспортной доступностью. Понятно, что сложное место, но все же, как сейчас думаете, есть ли возможность как-то уменьшить эти сложности?

— Мы ежегодно работаем над этим в прямой связке с ГИБДД и стараемся решать вопрос с парковкой, обусловленный самим местом проведения, как до самого мероприятия, так и максимально оперативно на месте. Но нужно понимать, что подъездная дорога не только узкая, но и довольно длинная и свести прямо до нуля случаи неадекватной парковки, как это было в этом году, довольно сложно. Более того, количество посетителей этого года выросло настолько, что машины начали оставлять уже на восьмерке. Такого раньше никогда не было и мы, конечно, не были готовы к подобному. Теперь, при поиске новых способов решения вопросов с авто, будем учитывать и эту проблему. Что касается общественного транспорта, то благодаря помощи городской администрации, автобусы вплоть до полпервого ночи развозили наших зрителей от речного порта не только до ЦУМа, но и до Нового города, трамваи в центре ходили до часа, а Императорский мост оставался открытым всю субботу.

— Некоторые посетители удивлялись продаже алкоголя. Вообще рассматривался ли вариант безалкогольного фестиваля и как в итоге с правопорядком — были ли какие-то происшествия?

— На самом деле не вижу повода для удивления или каких-то долгих разговоров вокруг этой темы. Два года подряд у нас был именно безалкогольный фестиваль с запретом на официальную продажу пива, что в принципе противоречит концепции проведения музыкальных фестивалей по всему миру. В этом году мы получили разрешение на продажу слабоалкогольных напитков и, как итог, сломали негативный стереотип местных правоохранителей о людях, приходящих на наш фестиваль. Фестиваль этого года доказал, что наши зрители – это яркие, красивые и абсолютно адекватные люди, знакомые не только с фестивальной культурой, но и с культурой пития. Люди, для которых пиво не самоцель, а всего лишь субкультурный атрибут любого большого фестиваля. И лишнее доказательство тому, отсутствие каких либо потасовок и беспорядков на территории нашего мероприятия, в том числе происшествий связанных с алкоголем. Поэтому этот формат себя не только не дискредитировал, но и сделал наш фестиваль на шаг ближе к более именитым товарищам.

— Почему именно рок и может ли фестиваль быть расширен жанрово, в каком направлении? Анонсируя фестиваль, вы упоминали «Дикую мяту». Ориентируетесь на этот фестиваль или какие-то ещё события?

— Да, конечно, мы ориентируемся на опыт тех самых старших, именитых товарищей, упомянутых ранее, будь то «Дикая мята», «Улетай», «VK-FEST» или «Воздух Карелии», на которые нам бы хотелось со временем стать похожими своими масштабами. «Баржу», в свою очередь, мы давно не называем рок-фестивалем, хотя фактически она им является — все группы, участвующие у нас до этого года имели электрическое звучание и лайв-составы с полным обвесом по инструментам, что свойственно именно рок-музыке. Но во-первых рок-музыка — это понятие, которое включает в себя десятки, если не сотни поджанров, от треш-метала до поп-рока, а значит у нас может выступать огромное количество, как андеграундных, так и мейнстримовых артистов и многие уже посчитают это мультиформатом, как было с группой “Братья Грим”. А во-вторых, мы никогда не зарекаемся и не вгоняем себя в рамки и уже в этом году сделали реальный шаг в мультиформатность, привезя хип-хоп музыкантов из Китая. Посмотрим, что будет дальше.

— В заявке на грант ПФКИ по линии международного сотрудничества закладывали поездку музыкантов в КНР. Приезд хип-хоп группы из Китая — это вместо неё или будет еще ответный визит?

— Помимо привоза китайской группы «3nyone», мы привезли в Ульяновск закулисных деятелей китайского шоу-бизнеса, что стало возможным благодаря дружбе с нашими иностранными коллегами, зародившейся в прошлом году в ходе моей поездки в Китай, в составе делегации российских музыкантов. Выступление молодых команд  в этом году мы всегда видели в формате своеобразного шоу-кейса, дающего возможность начинающим музыкантам не только выступить на фестивале, но и показать себя представителям китайского музыкального бизнеса, сформировав портфолио для продвижения своего творчества на международной арене, с последующей возможностью выступить в Китае. О чем и писали в гранте и как все в итоге и вышло. Теперь понравившиеся нашим китайским коллегам команды будут договариваться о своем будущем в Поднебесной с глазу на глаз, и, надеюсь, очень скоро мы вместе с вами узнаем о успешных результатах этих переговоров.

— Кроме гранта ПФКИ, какое еще финансирование получил фестиваль?

— Продажа билетов, бартерные договоренности и, конечно, спонсорская помощь, в том числе от нашего генерального партнера компании “Домашний ресторан”. Также в этом году мы, наконец, стали интересны региону, как одно из самых крупных, туристически привлекательных событийных мероприятий и в решение многих наших проблем включился Губернатор Ульяновской области Алексей Юрьевич Русских и его команда, внушительная часть которой лично оказала большое содействие в организации фестиваля этого года. За что мы очень благодарны.

— Сколько стоили билеты? Удалось заработать на их продаже или речь пока об окупаемости фестиваля?

— На старте продаж, состоявшемся на «Баржа Live: Ледокол», билеты стоили 800 рублей, дальше цены поднимались ежемесячно. Если же говорить о заработке, то третий год подряд речи о нем пока не идет, но если это случится в ближайшие несколько лет — мы будем только рады. Согласитесь, здорово делать то, что по-настоящему любишь, получая от этого не только удовольствие, но и деньги. Поэтому чисто человеческое желание такое есть, но оно не первостепенно, ни у кого из нынешних членов команды. «Баржа Live» – это по любви. И благодаря отзывам, мы знаем, что зрители этого года это точно почувствовали.

— Что уже можно рассказать о планах на 2026 год — может ли фестиваль стать двухдневным, возможно, уже присматриваетесь к каким-то хедлайнерам?

— Мы живем сегодняшним днем и не любим рассказывать о своих планах на будущее. Будет день — будет пища. Найдем деньги — будет «Баржа». Планов много, идей ещё больше и все они крутые, масштабные, громкие!

 

Фото предоставлено командой «Баржа Live».