В системе здравоохранения Ульяновской области назревает серьезный кризис. С 15 апреля 2025 года главным внештатным специалистам Областной клинической больницы, без предварительного уведомления, прекратили выплачивать надбавки, которые они получали много лет. Речь идет о доплате в размере половины должностного оклада за выполнение огромного пласта работы, не связанной напрямую с их основной деятельностью. Острый вопрос вынесли на обсуждение Общественной палаты. Врачи заявили о немыслимой нагрузке и неуважении, а чиновники ссылаются на юридический и финансовый тупик.

Главные внештатные специалисты — это, как правило, заведующие отделениями, опытные и квалифицированные врачи в своей области. Помимо основной работы, на них лежит ответственность за профильную службу в регионе. На них держится экспертиза, госзакупки, работа с самыми сложными случаями в региональном здравоохранении. Но с апреля они не получают доплаты за свою колоссальную нагрузку.

Как рассказала на заседании главный внештатный специалист по лучевой диагностике Ульяновской области Татьяна Куракина, ее обязанности выходят далеко за рамки врачебной практики.

– Нагрузка огромная: это и ответы на жалобы пациентов, и запросы от МВД, и судебные экспертизы. Все это спускается из Минздрава на нас. Каждый день я отвечаю на 4-5 обязательных писем. Плюс к этому, еще веду работу с закупками. С середины апреля до середины июня у меня прошло 18 экспертных групп только по закупкам рентген-оборудования для первичного звена. Нужно собрать людей, разослать им технические задания, составить сравнительные таблицы. Порой этим приходится заниматься до до 3-4 часов утра, – отметила Куракина.

Коллеги ее поддержали: они отметили, что в их обязанности также входят телемедицинские консультации с федеральными лечебными центрами, проведение досудебных консилиумов по призывникам, составление годовых отчетов и заявок на льготное лекарственное обеспечение. При этом за свои заключения по дорогостоящему оборудованию они несут персональную ответственность – вплоть до уголовной.

Отмененная надбавка, по их словам, была хоть и небольшой. Однако, по словам специалистов, это единственная финансовая компенсация за «эмоциональный и физический износ».

Почему убрали доплаты? По словам главного врача УОКБ Игната Пономаренко, 15 апреля больница получила официальное письмо от Минздрава, которое фактически запретило выплаты из средств ОМС – проверка Счетной палаты признала их нецелевым использованием. Это юридическая коллизия: внештатные специалисты – это структура регионального Минздрава, но зарплату они получают в больнице, где числятся. А оплачивать из больничного бюджета, сформированного в основном из средств ОМС, работу специалистов, которую они ведут на весь регион, получается, незаконно.

– Мои сотрудники в рабочее время занимаются вопросами, не связанными с областной больницей. Почему за это должно платить только наше лечебное учреждение? — задал вопрос Пономаренко.

Заместитель министра здравоохранения Михаил Логинов подтвердил: федеральное законодательство рассматривает деятельность внештатных специалистов как добровольную и неоплачиваемую:

– Мы разработали проект постановления, которое предусматривало выделение этих расходов из областного бюджета, но получили отрицательное заключение от регионального Минфина. В середине года на это нет денег и нет правовых оснований.

Представители Общественной и Медицинской палат Ульяновской области встали на сторону врачей. Как отметил зампредседателя комиссии ОП Марат Шарафутдинов, «институт главных внештатных специалистов — это институт самых лучших экспертов. Они сейчас имеют полное моральное право уйти с этой общественной работы, но пострадают, прежде всего, наши пациенты».

Единственным легитимным выходом из ситуации участники заседания увидели принятие регионального закона «О дополнительных мерах поддержки медицинских работников». Его проект, разработанный Медицинской палатой, уже несколько лет «заворачивает» Минфин из-за отсутствия финансирования. Именно этот закон мог бы четко прописать статус и порядок оплаты труда внештатных специалистов за счет областного бюджета.

В качестве временной меры было предложено использовать механизм стимулирующих выплат внутри больниц. Но, как признали сами врачи и чиновники, такой вариант не решает проблему системно и напрямую зависит от финансовых возможностей каждого конкретного учреждения.

По итогам обсуждения Общественная палата решила подготовить резолюцию с обращением к губернатору и депутатам Законодательного собрания с требованием ускорить принятие необходимого закона и найти средства на оплату труда ключевых экспертов здравоохранения. В противном случае регион рискует потерять тех, на ком держится качество и доступность медицинской помощи.