В Винновской роще, несмотря на официальное завершение работ по очистке от нефтезагрязнения, на поверхность продолжает выходить дизтопливо. Как выяснила областная Счетная палата, работавшая вместе с федеральными коллегами, четверть миллиарда рублей на работы в роще региону были выделены, несмотря на официальную констатацию факта того, что изолировать поступающее в памятник природы загрязнение невозможно. Узнали, что еще показала проверка аудиторов, и в каком состоянии находится Винновка через полгода после ее «очистки».

Проверка ликвидации загрязнения земель нефтепродуктами в Винновской роще была завершена региональными и федеральными аудиторами в мае, но ее подробные итоги до сих пор не публиковались. По запросу «Улпрессы» Счетная палата региона предоставила доступ к этой информации.

Как выяснили проверяющие под руководством председателя палаты Елены Блинковой, общая сумма выявленных нарушений составила более 67 млн рублей. Причиной их стали изменения условий контракта: увеличение размера аванса, изменения объемов и видов работ более чем на 10 процентов, перенос сроков работ и их нарушение. Кроме того, согласно проведенному анализу, стоимость закупленного оборудования была завышена на полмиллиона рублей.

Более того, проверка показала, что 253 млн рублей из почти 260 выделенных на работы федеральных и областных средств были потрачены неэффективно.

«Соглашение на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Ульяновской области от 27.12.2021 № 051-09-2022-002 было заключено не в соответствии с заявкой Правительства Ульяновской области, направленной в Минприроды РФ, и содержанием документов, прилагаемых к ней. Заявка была подана на реализацию мероприятий в целях ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда: вид работ – строительство. При этом в приложенной проектной документации была отмечена невозможность отсечь (изолировать) поступающее загрязнение и необходимость эксплуатации очистных сооружений до полной сработки линзы нефтепродуктов. Соглашение было заключено на реализацию мероприятий в целях ликвидации (рекультивации) объектов накопленного вреда окружающей среде (далее – НВОС) и изоляции источников НВОС без вложений в объекты капитального строительства.

Соответственно, при реализации разработанного и прошедшего государственную экологическую экспертизу проекта, в полном объеме достичь установленные Соглашением результаты не представлялось возможным», — объясняется в отчете о проверке.

Этот же вывод можно сделать, побывав в Винновской роще. Как уже рассказывала «Улпресса», если идти со стороны южных родников, следы загрязнения нефтепродуктами не видны, но на них и изначально не выявлялось больших превышений ПДК. Зато приведенной в порядок роща совсем не выглядит. Наоборот: у популярного среди ульяновцев Сахарного родника разрушен забор вдоль крутого спуска с горки. Лестница к самому роднику также находится на грани обрушения.

Если спуститься в овражек, даже в сухую погоду придется идти по грязи – каких-либо дорожек для прогулок после раскопок на родниках обустроено здесь не было.

В конце овражка вода из южных родников вливается в очищенный пруд. Эта вода, как показали анализы, нефтепродуктов в опасной концентрации не содержит. Здесь, на мелкой части пруда, пасутся утки. Также в водоеме можно заметить лягушек.

Возле пруда есть несколько обновленных деревянных мостиков. Под одним из них вода убегает к Волге. В этом сбросе, по данным прошлогодних измерений, превышений ПДК по нефтепродуктам нет.

 

Но если обойти пруд кругом, становится видно, что состояние его больше напоминает болото – вода в глубокой части стоячая, на дне и вдоль берега нарастает зеленая жижа.

В целом в пруду, как показали все те же анализы, ПДК по нефтепродуктам превышены. Причина –  в сбросе потока с наиболее загрязненных северных родников.

Он даже после очистных идет с нефтяными разводами. А дно ручья покрыто рыжим осадком. Ранее представители подрядчика объясняли, что это из нефтепродуктов выделяется парафин.

Впрочем, если не обращать внимания на рыжий цвет в радужных разводах ручей, территория возле очистных выглядит свежо из-за взошедшего газона, посаженного в новый грунт после очистки рощи.

Но стоит пройти по газону в глубину рощи, как появляется стойкий нефтяной запах. Его источник – ложбина, в которой было вскрыто и заведено в трубы к очистным сразу несколько родников. Судя по всему, на данный момент, это эпицентр выхода нефтепродуктов.

И, как видно даже невооруженным глазом, завести в трубы все выходы дизтоплива на поверхность не удалось. В середине ложбины на площади в несколько м2 насыпанный щебень покрыт черным нефтяным слоем с рыжими лужами. В них покоятся панцири погибших улиток.

Такие же черно-рыжие дорожки спускаются вниз. Вдоль ручьев блестят радужные пленки.

Согласно выводу аудиторов, Винновская роща вскоре снова превратится к объект накопленного вреда окружающей среде:

«В связи с тем, что долговременного эффекта от выполненных работ достичь невозможно, так как в родниках на выходе из очистных сооружений и в водоеме-накопителе концентрация нефтепродуктов превышает ПДК, а источник НВОС в ходе выполнения работ не был ликвидирован или изолирован, Счётная палата считает, что в самый короткий период времени будет образован новый объект НВОС (фактически сохранится существующий объект НВОС).

Таким образом, выполненные в соответствии с проектной документацией работы фактически не привели к долговременному результату реализации федерального и регионального проектов – ликвидации объекта НВОС», — констатируется в отчете.

Напомним, в апреле по факту приемки работ в Винновской роще было открыто уголовное дело. Новые очистные начали обслуживать только летом. Со всей предысторией – причинами загрязнения, ходом очистки, проверкой ее результатов и приемкой работ – можно также познакомиться в материале «Улпрессы».