Совсем скоро вчерашние воспитанники детских садов переступят порог школы и станут первоклассниками. Им предстоит окунуться в мир новых знаний, познакомиться с учителями и многочисленными сверстниками, пройти период адаптации. Для детей и их родителей это одинаково волнительный процесс. Как к нему подготовиться и помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьному распорядку? Какие навыки и умения действительно стоит развивать, чтобы школьнику было легче осваивать новые дисциплины? Об этом в материале портала «Ульяновск сегодня». Адаптационный период будет преодолевать каждый первоклассник. В первую очередь, ребенок столкнётся с организационными моментами, которые на первый взгляд неочевидны. Как вовремя успеть в класс, где переодеваться на физкультуру, как пройти в столовую, что делать, если нужной тетради или учебника не оказалось в портфеле? Новоиспеченному школьнику все это будет в новинку. Кроме того, ребенок познакомится со сверстниками, с которыми будет строить новые отношения. И со своим первым учителем, требования которого будут отличаться от требований воспитателя. В школе все же иная степень интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки. Социальные навыки, гибкие психологические, что уже приобрёл ребенок в семье и деском саду, должны помочь ребенку справиться, но если же он испытывает трудности, то поддержать его можно через игру.
С психологической точки зрения, для гармоничного становления личности крайне важно развивать целый спектр навыков: социальные, интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные и, безусловно, физические. Если говорить о социальных, это умение эффективно взаимодействовать со сверстниками — делиться, договариваться, конструктивно разрешать конфликты через диалог. Столь же значимо и следование установленным правилам в группе, выполнение просьб взрослых, а также освоение элементарных норм вежливости: «спасибо», «пожалуйста», «извините». Ребенок в дошкольном возрасте должен обязательно уметь сам себя обслуживать, сам одеваться, аккуратно складывать свои вещи и поддерживать порядок после себя. Параллельно с этим нельзя недооценивать значение физической подготовки. Способность ребенка уверенно бегать, прыгать, ловко лазать по лестнице, ловить и бросать мяч, сохранять равновесие, а также выдерживать умеренные физические нагрузки, например, во время пеших прогулок, является фундаментом для его здоровья и выносливости. Если же говорить о творческом направлении, то здесь на первый план выходят такие активности, как пение, танцы, участие в небольших театральных постановках. Большая роль отводится и изобразительной деятельности: рисованию, лепке, созданию аппликаций. Все это развивает креативное мышление, и что немаловажно – мелкую моторику.
Часто родители покупают детям каллиграфические прописи, чтобы они быстрее научились писать буквы. Однако педагоги советуют начинать знакомство с печатными буквами. Это касается и цифр. К тому же, если ребенок научился вырисовывать буквы не в той последовательности линий, переучить его писать правильно будет очень сложно. – В части математики очень полезно заниматься математическим конструированием, – делится Нина Фирсова. – Прежде чем цифру писать, лучше ее сконструировать, неважно из чего, из камешков, из четных палочек, чтобы он понимал и знал значение этой цифры. Математика — это не только знание цифр и умение считать. Чтобы понимать её, важно развивать логическое мышление. Детям дошкольного возраста в этом поможет простое умение ориентироваться в трехмерном пространстве, осваивая такие понятия, как «лево», «право», «больше», «меньше», «длиннее», «короче». Полезно решать задачи на поиск лишнего предмета или продолжение последовательности. Эти упражнения развивают мышление и делают обучение более продуктивным. К моменту поступления в первый класс ребёнок должен обладать базовыми навыками чтения и речи. Важно, чтобы он чётко произносил все звуки, умел строить предложения из 5–7 слов и пересказывать короткие истории. Также необходимо развивать фонематический слух: дети должны различать звуки в словах (первый и последний, гласные и согласные), а ещё — запоминать небольшие стихотворения. Если ребёнок уже читает, важно, чтобы он не просто механически складывал буквы, но и понимал смысл прочитанного. – Сегодня многие дети приходят в школу, как правило, уже умея читать, – отмечает Нина Фирсова, однако дает родителям совет: – Если ребёнку, например, всего пять лет, а родители активно пытаются научить его читать, но он к этому не готов, лучше отложить обучение. Важно дождаться момента, когда у самого ребёнка появится интерес и желание. До этого достаточно просто познакомить его с буквами, а основное внимание уделить игровым упражнениям на развитие звукового восприятия. Например, можно играть в звуковые ассоциации: назвать любой звук и предложить ребёнку придумать слова, где он встречается — в начале, середине или конце. Такие упражнения тренируют слуховое внимание. Особняком среди всех перечисленных необходимых и рекомендованных навыков стоит способность концентрировать внимание, слушать учителя минимум 35-40 минут с учетом проведения физминуток. Делать это бывает трудно, особенно на первых порах, но готовность и желание детей учиться помогает им с этим справиться. И уже через 2-3 недели вчерашнего детсадовца не отличишь от остальных школьников. Фотографии предоставлены героями материалов. ![]() |
|