30 августа – день Х, обозначенный городскими властями как крайний для окончания работ по благоустройству в парке Матросова, прошел. Но полностью доделать все запланированное, увы, так и не удалось. Ульяновский экоактивист Юрий Ильюшин побывал в парке и рассказал, что готовность, на его взгляд, составляет примерно 90%. При этом в парке много поврежденных строительной техникой деревьев, а тополь, который обещали не трогать, всё-таки срубили. Рассказываем подробности.

В минувшую субботу в парке Матросова продолжали укладывать резиновое покрытие на детской площадке и строить входные группы. Не до конца были смонтированы тренажеры. Вместо заявленных малых архитектурных форм крокодила и бегемота установили геопластичную форму (холм с тоннелем). Это было предусмотрено как альтернативный вариант в проекте. Правда, как уточнил Ильюшин, вместо трёх холмов сделали только один. К слову, можно посмотреть, как выглядел проект на бумаге, и сравнить его с реальностью.

Из-за несоблюдения сроков прокуратура Ленинского района 29 августа уже внесла представление подрядчику.

Ранее Улпресса писала, что подрядчик – самарское ООО «Солнечная долина», которое также занимается благоустройством ульяновских скверов «Айболит» и «Мостовая слобода», объяснил отставание длительными сроками изготовления малых архитектурных форм (теми самыми крокодилами и бегемотами, которые, судя по всему, так и не доехали), а также необходимостью подготовки площадки. Мы вспомнили предваряющую благоустройство историю, вызвавшую шум: ради площадки для настольного тенниса, планировалось вырубить деревья. Но после это решение мэрия отменила.

Однако, как рассказал экоактивист, на самом деле избежать вырубки не удалось:

– В конце июля — начале августа снесли тополь у теннисной площадки, который изначально обещали оставить. Причём даже без получения порубочного билета, а, значит, и компенсации. Администрацию по факту сноса также никто не уведомил (это положено по регламенту). Экологи УООС составлили акт о фиксации признаков правонарушения и направили его в УМВД. По словам замдиректора Горзеленхоза, тополь снесли из-за внезапной аварийности, причины которой доподлинно неизвестны. При этом я не исключаю, что неожиданный наклон дерева (на который ссылались очевидцы) мог быть связан с работами по устройству площадки под теннисные столы. При демонтаже прежнего асфальтового покрытия частично оголилась корневая система дерева, а последующая срезка грунта и вовсе могла лишить тополь крупных корней. В таком случае, ошибка проводивших рубку лиц в том, что в адрес Управления по охране окружающей среды не было подано уведомление о произведённом сносе с фотофиксацией аварийного состояния дерева, что является нарушением административного регламента.

Юрий Ильюшин отмечает, что компенсационные посадки в случае сноса по аварийности не положены, несмотря на то, что до начала работ по благоустройству дерево было крепким и здоровым, без наклона и сухих ветвей, а пень дерева оказался без гнили и пустот.

– «Стройзаказчику» ещё весной природоохранная прокуратура объявила предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, что, как я думал, смотивирует их на изменение проекта таким образом, чтобы не нанести вред ООПТ. Не исключаю, что всё-таки была возможность сохранить корневую систему, например, заасфальтировав площадку поверх старого покрытия, как обычно делают при ремонте тротуаров. Но предпочли традиционный вариант с демонтажом и срезкой грунта, – констатирует экоактивист.

Он акцентировал внимание на еще одном важном моменте. Перед началом работ подрядчик, к сожалению, не установил обязательные, согласно правилам благоустройства, ограждения вокруг деревьев. Из-за этого при работе техники была повреждена кора, причем на одном дереве – на высоту нескольких метров (позже ствол в этом месте замазали). Также подрядчик навалил кучи грунта прямо на молодые саженцы.

– В общем, культура работ как на обычной стройплощадке, а не ООПТ. Впрочем, соблюдение этого режима давно не считается чем-то важным (и Винновская роща тому трагичный пример). Пришлось по всем этим фактам направить обращение в природоохранную прокуратуру. Она, кроме выдачи предостережения, также направляла информационное письмо в администрацию города о необходимости надлежащего муниципального контроля за благоустройством. Увы, это не помогло, – говорит Ильюшин.

Что в итоге?

Пень того самого тополя у площадки. Видно, что дерево было живым.

Дерево с содранной корой. «Рану» замазали.

Заваленные грунтом саженцы.

Техника содрала кору у дерева на детской площадке.

Мелкие повреждения от техники, так как вопреки правилам благоустройства, у стволов складировали материалы, которые потом ковшом трактора перевозили с места на место. При желании всего этого можно было избежать.

Свежие повреждения:

Все это, по мнению экоактивиста, – следствие традиционного отказа от установки ограждения деревьев, положенного по Правилам благоустройства в таких случаях. Это прямое нарушение режима охраны ООПТ. Оба этих вопроса сейчас на проверке в Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуре.

– В парке и так регулярно сносятся старые аварийные деревья, а посадки новых проводятся лишь за счёт неравнодушных спонсоров, и часто эти саженцы весьма невелики (высотой около 1 метра), так что часть из них уже сломана. Единственная посадка взрослых деревьев была в 2021 году за счёт областной прокуратуры. Аллея прижилась и радует глаз, за что им большое спасибо, – говорит Юрий.

В этом году подошла очередь парка на выкорчёвку пней, эти работы уже начались. На освободившиеся места можно сажать новые деревья, но в рамках благоустройства по ФКГС эти работы не заложили. Ильюшин обратился к главе Ленинского района с просьбой рассмотреть вопрос о включении высадки деревьев в комплекс работ по благоустройству парка по нацпроекту, как это было сделано в прошлом году с другими скверами. Найдутся ли деньги в этот раз, пока неизвестно.