Ульяновец купил Lexus, а через два года его конфисковали. Машина оказалась в розыске у Интерпола. Юрист Арсен Будагян смог отсудить миллионы назад – в «дубайской схеме» это редкий случай. Рассказываем подробнее.

Житель Ульяновска в 2023 году стал владельцем автомобиля марки Lexus. Он купил машину 2019 года выпуска за 5,7 млн рублей в официальном салоне «Транстехсервис» в Казани. На тот момент все было чисто: по базам проверка не показала никаких проблем, автотека – зеленая.

Но спустя два года езды на иномарку с постановлением нагрянули оперативники МВД.  Автовладелец узнал, что его Lexus числится в международном розыске Интерпола. Машину конфисковали и отправили на штрафстоянку.

Разбирательство перешло в судебную плоскость.  Выяснилось, что автомобиль был ввезен в ОАЭ из Канады, а с мая 2022 года он числился украденным. В базу Интерпола его внесли по инициативе Канады только в марте 2024 года — именно поэтому при покупке в 2023-м ничего подозрительного не нашли.

Покупатель вместе с юристом Арсеном Будагяном подал в суд на автосалон с требованием расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги.

– Когда мой клиент приобретал автомобиль, по базам все было чисто, автотека – зеленая. Спустя два года, в один прекрасный день к владельцу машины приехали оперативники МВД с постановлением и забрали автомобиль. Автодилер моего клиента, грубо говоря, послал: в салоне заявили, что автомобиль он купил у физлица, а салон – просто агент, хотя деньги мой клиент переводил на счет организации. В нашей позиции мы ссылались на закон «О защите прав потребителей». Салон, продавая на своей площадке, несет ответственность. Именно перечисление денег на счет организации и стало ключевым моментом, чтобы выиграть дело и расторгнуть договор купли-продажи.

В итоге Железнодорожный районный суд Ульяновска удовлетворил иск частично: договор купли-продажи расторгнут, автосалон обязан вернуть полную стоимость Lexus (5,7 млн рублей) и компенсировать моральный вред. После вступления решения в силу машина вернется в казанский салон.

Адвокат отмечает, что его клиенту сильно повезло. В похожей ситуации три года назад другой покупатель дошел до Верховного суда, но так и не был признан добросовестным, оставшись и без денег, и без машины:

–  Тогда покупатель пошел ставить машину на учет, и в ГАИ по базе она всплыла как в розыске за Интерполом. Автомобиль конфисковали. Человек дошел до Верховного суда, но не смог признать себя добросовестным покупателем. При этом продавец тоже не знал, что машина в розыске за Интерполом. До того, как машина появилась в базе, у нее сменилось 5-6 собственников.

Как поясняют эксперты, подобные случаи — не редкость. Юрист Будагян предупреждает: «Никто не застрахован от покупки краденого европейского автомобиля. Проверить это практически невозможно. Информация в МВД может прийти с большим опозданием».

По данным СМИ, 14 февраля 2024 года Канада внесла в базу Интерпола порядка 70 тысяч «похищенных» автомобилей.  Судебная практика при рассмотрении таких дел чаще всего негативная. Суды считают, что поскольку автомобиль находится в розыске по линии Интерпола, то он не может быть зарегистрирован и допущен к дорожному движению на территории России. Канада на данный момент входит в список «недружественных стран», поэтому взаимодействие между правоохранительными органами стран практически отсутствует.

Эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов ситуацию с «канадскими» автомобилями называет классической «ловушкой» и говорит, что действует она уже около 30 лет. По его словам, особый размах эта схема получила во времена параллельного импорта.

– Суть в следующем. Машина берется в лизинг в какой-то из западных стран и вывозится, например, в Россию. При этом платежи за нее продолжают выплачиваться, поэтому изначально автомобиль в угоне не числится. Однако через некоторое время, после того как машина приехала к нам, оплата прекращается. Пока лизинговая компания понимает, что ее кинули, проходит обычно месяца три. После этого автомобиль кидают в базу Интерпола. Пока она обновляется, проходит еще время. Только после того, как произошла выгрузка данных, машина начинает считаться угнанной, — объяснил эксперт.