Обелиск Вечной Славы на площади 30-летия Победы включают в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Соответствующий проект постановления опубликован на сайте правительства Ульяновской области. Также документом утверждаются границы Обелиска. Об истории создания памятника мы писали ранее. В создание Обелиска и площади включились все предприятия региона и не только. Звезду из нержавеющей стали выполнили в Димитровградском НИИ атомных реакторов. Толщина стали в ней составляла 10 миллиметров. Лавровые ветви для нее изготовили на «Искре». На площади работали мастера-гранитчики из Узбекской, Грузинской и Латвийской республик. Другие работы выполняли сотрудники разных ульяновских заводов. Чтобы дело шло веселее, тут же выступали музыканты оркестра. Стелу возвели только на высоту в 42 метра вместо запланированных 47-ми. Не успели изготовить скульптурные композиции, которые должны были встать с двух сторон обелиска. Вечный огонь под обелиском зажгли от огня на Новом Венце, посвященным погибшим в Гражданскую войну красноармейцам.
Доводить до конца задуманное выпало уже первому секретарю обкома Геннадию Колбину к 40-летию Победы. Хотя в начале 1980-х казалось, что это уже мало реально. Вышло правительственное постановление о приостановке сооружения памятников из-за нехватки денег. Но Колбину удалось получить разрешение закончить монумент. Правда, не обошлось без заминок. Монументальную композицию для установки по левую сторону обелиска авторства Рафика Айрапетяна должны были отливать в Ленинграде. Но заказов у питерских мастеров было слишком много — не успевали. Тогда руководство приняло решение привезти специалистов в Ульяновск и создать все условия на месте. Так, монумент закончили. По окончании работ обнаружилась еще одна проблема — не хватило специального состава для его матирования — придания нужного цвета. После долгих поисков нужную химию нашли на одном из местных предприятий. Название монумента — «Гвардейское знамя». Но автор позже признавался, что он использовал и другие, более скорбные мотивы. Одновременно с установкой скульптурной композиции была доделана стела, о недостигнутой высоте которой очень переживал Николай Медведев. Ее достроили еще на пять метров — до 47 метров. Также была установлена чаша у вечного огня. Колбин замахивался и на облицовку стелы плитами из мрамора, но ему объяснили, что архитектурное решение этого не требует. Были и более глобальные задумки, но на них не хватило ни денег, ни времени. Например, предлагалось открыть под обелиском музей — подземное помещение, выходящее на Волгу. ![]() |
|