Счетная палата Ульяновской области обнаружила множество нарушений, связанных с освоением средств, направленных на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Дорогостоящие аппараты, на которые потратили миллионы бюджетных рублей, простаивали; из-за неэффективной маршрутизации в больницы не успевали довозить в «золотое» время жителей районов, у которых выявляли острое нарушение мозгового кровообращения, из-за чего их не удавалось спасти. Региональный Минздрав не смог обеспечить необходимые условия для получения федеральной поддержки, из-за чего деньги пришлось возвращать в госказну. Рассказываем подробнее.

Аудиторы посмотрели, насколько эффективно использовали средства областного бюджета, потраченные на региональный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в 2023-2024 годы. Проверяли работу Минздрава, ОГКУ «Ульяновский областной закупочный центр», несколько больниц – областную, ЦГКБ, ЦК МСЧ, Барышскую районную, а также ГУ «Ульяновская государственная аптека».

В общей сложности Счетная плата проанализировала расходование почти 397 млн рублей: их направили на обновление материально-
технической базы региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений. Также аудиторы определили, были ли достигнуты запланированные показатели проекта.

Что показала проверка?

В 2023 году из шести показателей проекта в 2023 году не было достигнуто нужное количество рентген-эндоваскулярных вмешательств в лечебных целях. При этом, как отметили аудиторы, более 40% таких операций, относящихся к высокотехнологичной медицинской помощи, в 2023-2024 годы были выполнены частными медицинскими организациями по Территориальной программе ОМС. Если частники откажутся проводить вмешательства за счет средств обязательного медстрахования, цифры будут еще меньше. А это повлияет на показатели снижения смертности от болезней системы кровообращения.

В 2023 году все ангиографы – высокотехнологичные аппараты для обследования сосудов – располагались только в Ульяновске, «что не является оптимальным». Лишь 2024 году начал работать ангиограф в Новоспасской райбольнице.

В 2024 году в регионе не был достигнут показатель «Доля больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, госпитализированных в профильные отделения в первые 4,5 часа от начала заболевания». Одна из ключевых причин – отдаленность некоторых сельских районов от медучреждений, к которым они прикреплены по Приказу по маршрутизации. Так, в ЦГКБ везли больных из Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского района; к ЦК МСЧ – Инзенский, Карсунский, Сурский районы.

Больше всего умерших больных с нарушениями мозгового кровообращения зафиксировали в ЦГКБ. Как отметили в Счетной палате, летальность таких пациентов из муниципальных образований, имеющих большее плечо доставки, выше, чем тех, кто попадает в больницу в течение двух часов с момента появления симптомов. Минздраву рекомендовано открыть профильное отделение в левобережной части Ульяновской области на базе одной из районных больниц, либо в ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в Димитровграде.

Сумма выявленных аудиторами нарушений составила 16,954 млн рублей. Ключевые из них:

1. Минздрав Ульяновской области в 2023 году не обеспечил межбюджетный трансферт из федерального бюджета на оснащение медоборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений. В итоге в федеральный Минздрав пришлось вернуть 2,818 млн рублей.

2. Ульяновский областной закупочный центр и ЦГКБ нарушили Федеральный закон «О бухгалтерском учете» – не оформили должным образом документы по госконтракту от 28 ноября 2024 года на поставку оборудования на 2,5 млн рублей. В итоге Закупочный центр оплатил заказ конце в 2024 года, а по данным бухгалтерии ЦГКБ, дата ввода оборудования в эксплуатацию – начало 2025 года.

3. Общая сумма нарушений при госзакупках и закупках отдельными юрлицами составила 11,636 млн рублей. Закупочный центр принял и оплатил поставленный товар, не соответствующий условиям госконтракта. Вместе с региональным Минздравом он не выставил требования по оплате неустойки для поставщиков, которые сорвали сроки по поставки товаров и оказанию услуг. Оплата поставленных
товаров проводилась с нарушением сроков.

Аудиторы также выявили неэффективное использование средств на 156,08 млн рублей.

  • Областная больница заключила 27 сентября 2024 года госконтракт на поставку ангиографического комплекса стоимостью 91,19 млн рублей. Аппарат установили, ввели в эксплуатацию, но работал он только в тестовом режиме. Спустя восемь месяцев (в начале июня нынешнего года) выяснилось, что медпомощь на ангиографе так и не оказывалась.
  • В 2023-2024 году было списано 26,557 млн рублей – это расходы на приобретение лекарственных препаратов, у которых закончился срок годности.
  • В ЦК МСЧ закупили систему рентгеновской компьютерной томографии за 25,649 млн рублей. Больница не смогла вовремя подготовить помещения для ее установки – Минздрав не изыскал для этого средства и не проконтролировал процесс. В итоге принимать пациентов на томографе начали только спустя год после его покупки.
  • Ульяновский областной закупочный центр потратил в прошлом году на поставку для ЦГКБ стимулятора электромагнитного транскраниального TAMAS 4,8 млн рублей. Лечебных процедур на этом аппарате так и не проводили.
  • Также для ЦГКБ приобрели шесть единиц медоборудования для лечебной физкультуры на 3,384 млн рублей. В первом полугодии нынешнего года лечебных процедур на них провели «крайне мало».
    Схожая ситуация – с оборудованием для восстановления двигательной активности, координации движений конечностей, бытовой деятельности и самообслуживания с оценкой функциональных возможностей при помощи интерактивных программ. На него потратили 2,5 млн рублей, но в ЦГКБ за полгода на нем провели лишь две лечебные процедуры.
  • Закупочный центр поставил прикроватные кресла для Барышской райобольницы на 1,3 млн рублей и для ЦК МСЧ на 690 тысяч, которые не используются.

И еще одно нарушение – аудиторы выборочно проанализировали назначение и выписку лекарственных препаратов отдельным пациентам. Они сделали вывод, что производилась замена отдельных лекарств, исходя из их наличия в аптеках, без учета рекомендаций врачей и реальной потребности пациентов.

Прокомментировать результаты проверки в региональном Минздраве Улпрессе оперативно не смогли. Депутат Госдумы Алексей Куринный отметил, что большая часть выявленных Счетной палатой проблем связана с отвратительной работой ныне ликвидированного закупочного центра:

– Причем по программе борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями они не самые печальные. Этот центр не смог провести торги на десятки миллионов рублей по другим программам. В результате федеральные деньги вернулись в резервный фонд Правительства РФ без возможности получить их обратно. Другие дефекты тоже во многом связаны со слабым контролем Минздрава Ульяновской области за деятельностью подведомственных учреждений. Есть и объективные «технические»причины, которые сложно предотвратить. Например, ФМБА никак не откроет сосудистый центр в Димитровграде, поэтому левый берег по смертности (особенно от острых нарушений мозгового кровообращения) не укладывается в нормативы. Нашему Минздраву они не подчиняются.