В этом году исполнилось 105 лет со дня рождения Героя Российской Федерации Ивана Васильевича Аверьянова. В годы Великой Отечественной войны он был командиром штурмовой авиационной эскадрильи. Защитник Родины стал летчиком по зову сердца и не ошибся в своем призвании. На фронте он лично уничтожил 50 автомашин, 11 танков, 26 орудий, 22 железнодорожных вагона и еще два склада боеприпасов противника, за что получил множество заслуженных наград. А после выхода на пенсию стал помогать уже молодому поколению покорять небо. Сегодня в Ульяновске в доме, что расположен на проезде, названном в честь Аверьянова, живет его дочь Нина Зобкова. В разговоре с корреспондентом ultoday73.ru она рассказала, каким Иван Васильевич был в обычной жизни, а также вспомнила о его фронтовых историях, которые можно слушать с замиранием сердца.
Рожденный для неба
Иван Аверьянов родился 23 сентября 1920 года в Краснодарском крае, в семье железнодорожника. Через некоторое время его родители переехали в Ульяновск. Здесь Иван окончил школу, а потом школу фабрично-заводского ученичества при машиностроительном заводе. Также он прошел обучение в ульяновском аэроклубе, параллельно работая на заводе имени Володарского.
– Четыре закадычный друга поступили в аэроклуб в один день. Это сам Аверьянов, Владимир Николаев, Анатолий Благов и Евгений Степанов. Бабушка рассказывала, что он каждый день вставал в 5 утра, чтобы ехать за Волгу работать на Володарском заводе, а потом успеть в аэроклуб, – говорит Нина Зобкова.


Отличников аэроклуба после окончания учебы отправляли в летные школы. Так, в 1941 году Иван окончил Энгельсское лётное училище, а потом — Краснодарское объединённое лётное училище в 1942 году. И 22 апреля 1943 года он отправился на фронт, где через несколько месяцев состоялся его первый боевой вылет.
Наверное, многим известна история прославившегося летчика, как снаряд противника попал в самолет Аверьянова, прямо в масляный бак, и мотор заглох. Машину тогда удалось приземлить на нашей территории, в полутора километрах от линии фронта, причём с убранными шасси. При посадке Ивана облило маслом с ног до головы, а его товарищ был ранен.
А вот о следующей невероятной истории редко где упоминается.
– Во время одного из вылетов мой отец вдруг почувствовал, что машина его не слушается. И он принял решение передать командиру полка: «Что-то не то, что-то не так, я не могу извернуться, повернуться. Разрешите мне выйти из боя». И ему разрешили. Он долетел до аэродрома, сел, и самолет его весть рассыпался на части, – рассказывает дочка героя. – Мой отец, когда летел, думал: «А вдруг самолет исправный, и позора не оберешься». Но сомнения после посадки рассеялись. Позже командир полка долго кружил возле поврежденного самолёта, рассматривал и сказал: «Врешь ты все, лейтенант, не стреляли немцы в тебя, а пилили самолет вдоль и поперек, и долетел ты вопреки всем законам физики и здравого смысла. Молодец».
Всю войну Ивана будто оберегали высшие силы. Из четырех закадычных друзей с войны вернулся только он…
Воевал не за награду
Аверьянов с 1945 года ждал звезду Героя. Но награда нашла своего владельца только спустя полвека. Указом Президента России от 15 апреля 1995 года бывшему командиру штурмовой авиационной эскадрильи гвардейского штурмового авиационного полка 17-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, майору в отставке, жителю Ульяновска Ивану Васильевичу Аверьянову было присвоено звание «Герой Российской Федерации».
– Он знал, что наградной лист был отправлен ещё в 1945 году. Было, конечно, обидно, потому что в советское время героям положены были и квартиры, и машины, и льготы, и другие блага. Но он до того был скромным, никогда не просил и не козырял тем, что воевал. А потом и фронтовые друзья, что жили в Москве, говорили ему приехать, и я ему сколько говорила: «Пап, ну давай поедем в Москову, разыщем все твои документы, поднимем все». А он говорил: «Дадут так дадут, нет так нет. Я воевал за Родину, за советский народ, за землю, а не за награду».
За свои заслуги перед Отечеством он получил два ордена «Красного Знамени», два ордена «Отечественной войны» 1-й степени, два ордена «Красной Звезды», 16 медалей и звание Героя Российской Федерации.

Родной аэроклуб
В 37 лет Ивана Аверьянова отправили в отставку. Смириться с этим он долго не мог, так как авиация была огромной частью его жизни. И в 1957 году он вернулся в родной ульяновский аэроклуб.
– В аэроклубе он был начальником штаба, учил молодых летчиков летать и руководил полётами. Также был потом начальником отдела кадров, – говорит Нина Зобкова. – Считал, что он все равно был связан с авиацией, и не оставил свою мечту юности.
Молодых людей Аверьянов поддерживал словом и своими наставлениями. Верил в студентов сам и заставлял поверить их в самих себя. Он говорил: «Раз ты решил связать свою жизнь с небом, у тебя все получится. Старайся». Студенты после выпуска благодарили его за это, в знак уважения не забывали поздравлять с днем рождения и другими праздниками.
Фронтовые друзья
Начиная с 1966 года фронтовые друзья Ивана стали устраивать встречи. Приезжали с самых разных оголовков страны, только чтобы вновь увидеть друг друга. Любимая жена Аверьянова Шура так сильно ждала предстоящей встречи с боевыми товарищами, что сердце её не выдержало.
– Мама рано ушла из жизни. Это был 1966 год, после 20 лет встреча состоялась в Москве. Должна была состояться 17 октября, а мама умерла 16-го. Сердце не выдержало счастья встречи. Потому что, как они рассказывали, все фронтовые друзья были дороже и ближе родственников. И я тогда поехала и младший братик тоже. Благодаря папиным друзьям маму на самолете доставили в Ульяновск и похоронили уже здесь, – вспоминает Нина Зобкова.
Но после того трагического дня идея собираться раз в несколько лет не покинула сослуживцев. И с тех самых встреч осталось множество фотографий.

Аверьянов отец
Нина Зобкова была полковой дочкой. Она родилась у Ивана и Шуры Аверьяновых после войны в 1946 году и была первенцем. Имя ей придумали грузинские друзья отца, предложив: «Давайте назовём её Нино, в честь христианской просветительницы Грузии». Позже появились на свет и два сына – старший Иван и младший Василий.
– Для нас он был строгим отцом. Своей строгостью он проявлял заботу, потому что с мальчишками по-другому никак нельзя. Он был семьянином, заботливым и ласковым, всегда помогал, наставлял и подсказывал, учил. И никогда на него я не обижалась, потому как направлял он нас на верный путь, – вспоминает наша собеседница.
Нина окончила Ульяновский педагогический институт, а потом вышла замуж за военного связиста, с которым колесила по всему Советскому Союзу, отправляясь с ним в командировки. Оттого Нине Зобковой было сложно устроиться в школу, педагогом за всё время она поработала всего три месяца. И тут слова отца, такие дорогие для каждого ребенка, давали ей по жизни огромную поддержку.
– Он говорил мне: «Кем бы ты ни была, кем бы ни работала, я тобой всегда горжусь». Так же, как и я, всегда гордилась и горжусь моим любимым папой, – с теплотой говорит Нина.
Мичурин
После того как Нина вышла замуж, Аверьянову предстояло поднять на ноги ещё двух сыновей. Кроме того, он ещё и присматривал за матерью, заболевшей в те годы раком. Забот было много, но, несмотря на это, в его жизни нашлось место для хобби. Он стал огородником и развел большой сад. Фронтовые друзья и здесь его поддерживали, присылали саженцы винограда, абрикоса и сливы разных сортов.
– И все у него получалось, и все у него ладилось. Он научился выращивать огромные помидоры, развел большой виноградник. Ему было все интересно: как выращивать, как сделать закрутки. Его даже прозвали Мичуриным, – вспоминает с улыбкой Нина Зобкова. – Своим урожаем он щедро делился с соседями, говорил: «Давайте, соседушки, пробуйте».
Щедрость и доброта Ивана Васильевича навсегда остались в памяти тех, кто его знал. Прошло уже более 20 лет с момента его смерти, но соседи до сих пор с теплотой вспоминают его отзывчивость и благородный нрав. Они гордятся тем, что проезд, на котором они живут, назван в честь такого замечательного человека.
Фото: ultoday73.ru