Антимонопольная служба сообщила, что «Гипростроймост», один из крупнейших ульяновских подрядчиков по ремонту дорог, уплатил штраф в 66 млн рублей за картельный сговор на торгах. Оштрафована должна быть и другая сторона сговора — «Кузоватовское ДРСУ». При этом наличие сговора антимонопольщики признали, хотя вместе в торгах компании не участвовали. Пока ульяновские подрядчики надеются оспорить назначенные штрафы. Какие есть доказательства нарушений у контролеров — в нашем материале.

Делом о картеле на ремонте дорог в Ульяновской области занимались москвичи — сотрудники ФАС России. Открыто оно было еще в ноябре 2024-го. Как сообщала «Улпресса», изначально речь шла о возможном сговоре двух ульяновских компаний на торгах с общей начальной стоимостью в 1,27 млрд рублей. Речь шла о 15 закупках на ремонт и содержание дорог. Ни в одной из них «Кузоватовское ДРСУ» и «Гипростроймост» не участвовали вместе: в семи торгах они конкурировали с другими компаниями и снижали стоимость контрактов, в еще восьми — были едиственными участниками и забрали их по начальной стоимости.

Изначально сговор антимонопольщики заподозрили при изучении хода торгов. Для выяснения обстоятельств сотрудники Федеральной службы проводили выездную проверку, в том числе работали в офисах подозреваемых компаний. Найденное там, по мнению комиссии ФАС, наличие сговора доказало.

Как следует из решения по делу, во время проверки на рабочих местах сотрудников АО «Гипростроймост» были обнаружены документы ООО «Кузоватовского ДРСУ» и наоборот — в «ДРСУ» нашли документы «Гипростроймоста» — от штампов до подготовленных для банка учредительных бумаг.

«Информация и документы, обнаруженные в ходе проведения осмотра территорий, помещений, документов, предметов и информации в электронном виде, скопированной с рабочих компьютеров АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ», имеют непосредственное отношение к деятельности ответчиков, а также объяснения, полученные в ходе проведения внеплановых выездных проверок, подтверждают обмен документами и информацией между ответчиками и указывают на совместное ведение деятельности в общих интересах на протяжении длительного периода времени», — объясняют антимонопольщики.

Следующим доказательством стали денежные перечисления между подозреваемыми, а также тот факт, что «Гипростроймост» привлекал «Кузоватовское ДРСУ» в качестве субподрядчика.

Также сертификат ключа проверки электронной подписи для обеих фирм выдавался заместителю директора по дорожному строительству «Гипростроймоста», хотя он на тот момент не был сотрудником «Кузоватовского ДРСУ».

Кроме того, обе компании использовали один электронный адрес, в том числе при участии в торгах. Он принадлежал «Гипростроймосту». При исследовании содержимого электронной почты в том числе обнаружились:

— файл «Торги», в котором содержалась информация о предмете торгов и предположительных победителях,
— письма с подтверждением того, что сотрудники «Гипростроймоста» и «Кузоватовское ДРСУ» по сути работают в обоих компаниях,
— макеты печатей для изготовления, в том числе и «Кузоватовского ДРСУ».

«Систематическое использование единого адреса электронной почты ответчиками при подаче заявок на участие в конкурентных процедурах, при получении сертификатов электронных подписей, а также обнаруженные письма и файлы в указываемой электронной почте свидетельствуют о совместном ведении хозяйственной деятельности на торгах по выполнению строительных и ремонтных работ автомобильных дорог», — отмечается в решении ФАС.

Также у двух компаний оказался один IP-адрес. Упоминаются в решении Антимонопольной службы и родственные связи между руководством двух компаний. Как уже писала «Улпресса», одним из учредителей АО «Гипростроймост» являлся дорожник Игорь Кочергин. Ранее он был и учредителем ООО «Кузоватовское ДРСУ», затем учредителем кузоватовского предприятия стал его сын Сергей Кочергин, депутат Законодательного собрания региона седьмого созыва.

Возражая аргументам ФАС, ульяновцы в том числе указали, что две компании не участвовали вместе ни в одних торгах, в результате чего «отсутствует причинно-следственная связь между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах. Кроме того, отсутствие совместного участия в торгах делает невозможным реализацию единой модели поведения».

В ответ в ФАС объясняют, что результатом сговора можно считать и отказ от участия компаний в одних и тех же торгах — чтобы не допускать возможного снижения их цены:

«При возникновении спора относительно того, имело ли место заключение между участниками торгов соглашения, нарушающего пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, установлению подлежат следующие юридически значимые обстоятельства: нахождение участников торгов в состоянии конкуренции; применение участниками торгов стратегии поведения, направленной на извлечение имущественной выгоды за счет обеспечения победы в торгах отдельным участникам… Комиссия ФАС России обращает внимание на единую модель поведения ответчиков, состоящую в отказе от конкурентной борьбы, в том числе попеременном отказе ответчиков от подачи заявок для участия в торгах».

На сторону дорожников в этом споре стал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, но и его аргументы комиссия ФАС отклонила.

В результате антимонопольщики высчитали, что стоимость контрактов, которые могли быть заключены в результате сговора, составляет 617 млн рублей. Ульяновским компаниям выписали оборотные штрафы, а материалы проверки должны были передать в полицию для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Как следует из картотеки арбитражных судов, «Кузоватовское ДРСУ» оспаривает назначенный компании штраф. Аналогичный иск направлял и «Гипростроймост», хотя штраф он уплатил.

По данным сайта госзакупок, «Кузоватовское ДРСУ» в 2025 году контрактов на ремонт или содержание дорог не заключало. «Гипростроймост» на данный момент исполняет в Ульяновской области 11 государственных и муниципальных контрактов. Общая их стоимость — более 2,2 млрд рублей.