В Ульяновской области хотят изменить схему маршрутизации беременных женщин в медорганизации, имеющие койки патологии. Причина – нехватка специалистов в димитровградской больнице ФМБА. Теперь будущих мам, нуждающихся в медпомощи, а также готовящихся рожать, будут возить из левобережных районов в Ульяновск. Узнали подробности.

Проект приказа министра здравоохранения Ульяновской области Марии Шалягиной выложен на сайте общественной и антикоррукционной экспертизы. Как уточняется в пояснении, он подготовлен «в связи с кадровым дефицитом врачей–акушеров-гинекологов в Клинической больнице № 172 «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства».

По новой схеме беременных женщин (со сроком более 22 недель) будут отправлять на лечение из Димитровграда, Новомалыклинского и Мелекесского районов в Ульяновскую городскую клиническую больницу имени святого апостола Андрея Первозванного на проспекте Сурова (с низкой и средней степенью риска), либо в областную больницу (с высокой степенью риска). Если брать, например, поселок Новоселки на границе с Самарской областью, то до Ульяновска по трассе от него ехать более 150 километров.

Та же схема касается и случаев, когда будущих мам доставляют в акушерские стационары. Рожать жительницы Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов теперь будут либо в ульяновской горбольнице на Сурова, либо в облбольнице – в зависимости от степени риска. 

О дефиците кадров в димитровградской больнице №172, входящей в структуру ФМБА, говорили еще в 2021 году – тогда, по данным регионального Минздрава, укомплектованность врачами здесь составляла 40%.  На сайте HH.Ru размещено несколько вакансий в лечебном учреждении, причем, зарплаты обещаны приличные. Врачу акушеру-гинекологу родильного отделения предлагают 100-120 тысяч в месяц на руки, заведующему тем же отделением – 200-210 тысяч. Врачу-неонатологу платят поскромнее – от 60 тысяч.

В Минздраве ситуацию с нехваткой специалистов в Клинической больнице № 172 не комментируют – она находится в федеральном подчинении. В ведомстве уточнили, что готовы принимать рожениц и из Димитровграда.

Маршрутизация в сфере здравоохранения — это система распределения потоков пациентов в зависимости от цели обращения за медпомощью. Ее цель – повысить качество оказания медицинской помощи и сделать так, чтобы пациент получил услугу в зависимости от его потребности и с учетом возможностей медицинской организации. Врач-педиатр Дмитрий Малых отмечает, что сегодня невозможно по ряду причин содержать в каждом муниципальном образовании высокотехнологичную клинику с полной комплектацией профильных специалистов:

– В принципе, нигде в мире так не делают, но Россия до недавних времен могла себе это позволить. Это «пережиток» Советского Союза со знаком «плюс». Да, всем бы хотелось, чтобы высокотехнологичная медпомощь была в шаговой доступности. Но рыночная экономика это не подразумевает. Мир идет по другому пути: он заключается в строительстве на определенных территориях медицинских хабов. Это крупные медучреждения, которые обслуживает несколько населенных пунктов на определенной удаленности. Так пытаются сделать и в Ульяновской области. Вместе с тем, в тех районах, селах, которые отдалены от таких хабов, необходимо оказывать качественную первичную медицинскую помощь и проводить первичную диагностику, позволяющую принимать правильное решение по маршрутизации пациента. Не должно быть таких ситуаций, которые попадают в СМИ – где-то сломалась половина автомобилей или закончился бензин, и из-за этого пациентов не могут вовремя отправить в вышестоящее медицинское учреждение.

Малых говорит, что это базовые вещи, и они должны работать как часы. Но иногда происходят сбои, их приходится устранять в ручном режиме. В идеале нужно выстроить работу так, чтобы потребности в таком устранении не было – схема маршрутизации должна работать идеально.

– Если логистика работает безукоризненно, в целом этот вариант гораздо лучше, чем оказание медпомощи в каждом районе, но среднее или ниже среднего по качеству. Поэтому в целом идея правильная, но будет ли она организована так, как нужно, покажет время, – отмечает Малых.

Депутат Госдумы Алексей Куринный считает, что изменение маршрутизации для беременных – это «вопрос взвешенных рисков».

– По хорошему, надо усиливать и перестраивать медпомощь в Димитровграде, но, учитывая разную ведомственную принадлежность, похоже, найти точки соприкосновения пока не удалось. В целом, было уже несколько реальных провалов при реализации существующей схемы маршрутизации, закончившихся осложнениями, в том числе и смертью детей. Поэтому женщин, находящихся в группе риска, в настоящих условиях пока целесообразно направлять, и лучше заранее, в Ульяновск.

По мнению Куринного, Димитровград все равно останется ключевой точкой для неотложных случаев для окружающих районов: «просто «расписываться в бессилии» нельзя».

– В целом возможности оказания качественной и доступной медицинской помощи по профилю акушерство в районных больницах, увы снижаются. В стране идет общий тренд на централизацию. Болевой точкой в Ульяновской области, помимо востока (Димитровграда, является еще и запад региона. Ранее центр второго уровня по акушерству и гинекологии был в Инзе, но сейчас он «рассыпался», прежде всего, из-за кадровых проблем, – говорит депутат.

Врач-уролог Сергей Плигузов, проработавший некоторое время и.о. главврача Инзенской райбольницы и долго – ее начмедом – подтверждает, что маршрутизация для рожениц в городе вынужденная:

– Количество беременных резко уменьшилось. Роддом и гинекологию в нашей больнице закрыли. В Инзе остался один гинеколог, а нужно, как минимум, три специалиста. Конечно, маршрутизация неудобна: это большой риск, были случаи и родов в дороге. Беременных в Ульяновск мы стараемся заранее везти, но бывает всякое.

Вся проблема, по словам Плигузова – в нехватке кадрах. Например, в Барышском сосудистом центре проблема с хирургами и с реаниматологами – держатся за счет неврологов и кардиологов. Крайне тяжелых больных из Инзы с инсультами туда уже не везут – они просто нетранспонтабельные. И, как нам рассказали, практически все они умирают.

Напомним, недавно проблему с маршрутизацией больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, озвучила Счетная палата Ульяновской области. Проверка работы регионального Минздрава показала, что в прошлом году не был достигнут показатель доли госпитализированных таких больных в профильные отделения в первые 4,5 часа от начала заболевания. Одна из ключевых причин – отдаленность некоторых сельских районов от медучреждений, к которым они прикреплены по Приказу по маршрутизации. Так, в ЦГКБ возили больных из Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского района; в ЦК МСЧ – Инзенский, Карсунский, Сурский районы.

– Больше всего умерших больных с нарушениями мозгового кровообращения зафиксировали в ЦГКБ. Летальность таких пациентов из муниципальных образований, имеющих большее плечо доставки, выше, чем тех, кто попадает в больницу в течение двух часов с момента появления симптомов. Минздраву рекомендовано открыть профильное отделение в левобережной части Ульяновской области на базе одной из районных больниц, либо в ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в Димитровграде, – резюмировали проверяющие.

Фото на главной — страница Клинической больнице № 172 ВКонтакте.