В Арбитражный суд Ульяновской области поступил иск от АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания». Перевозчик просит взыскать с регионального Минтранса задолженность – почти 16,8 млн рублей. Общая задолженность региона перед компаниями, которые выполняют субсидированные пассажирские перевозки, составляет 268 млн рублей. И в будущем году долг полностью покрыт не будет – в бюджете полная сумма не заложена. Узнали, к чему в итоге это может привести.

Иск от Башкортостанской пригородной пассажирской компании был принят в арбитраже 30 октября. Заседание назначено на 25 ноября. Перевозчик просит взыскать с субъекта РФ – Ульяновской области в лице Министерства транспорта задолженность в размере 16 787 673 рублей. Исход дела можно предсказать с большой долей вероятности – суд наверняка встанет на сторону компании, которой не доплатили за перевозку ульяновцев.

АО «Башкортостанская ППК» осуществляет транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории нашего региона. Направлений несколько: «Ульяновск — Димитровград», «Ульяновск-Инза», «Репьевка-Кузнецк», «Рачейка — Инза», «Рузаевка — Инза».

Как пояснил Улпрессе министр транспорта Евгений Лазарев, годовая потребность в средствах областного бюджета на организацию перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в нынешнем году составляет 251 млн рублей. Из них львиная доля – 243,5 млн рублей – субсидии для «Башкортостанской ППК», 7,5 млн – для АО «Содружество» (компания работает по направлению «Ульяновск — Казань»).

– Министерство финансов Ульяновской области в 2025 году выделило из бюджета на пригородные перевозки 109,6 млн рублей. 108,7 млн из них были направлены «Башкортостанской ППК» для погашения задолженности за 2024 год. Оставшиеся средства пошли на субсидирование транспортной работы «Содружества» по перевозкам, осуществленным за январь 2025 года, – пояснил Лазарев.

По его словам, в проекте бюджета региона на 2026-2028 годы на предусмотрено еще меньше средств – 107,3 млн рублей.

Схожая ситуация – с воздушными перевозками. Напомним, на этот год Росавиация утвердила пять субсидированных маршрутов из Ульяновской области. Их осуществляют «Ред Вингс», «Авиакомпания «Икар»,«Авиакомпания «Сибирь» и «Авиакомпания «Азимут –  в Екатеринбург, Калининград, Махачкалу, Новосибирск и Минеральные Воды.

Сейчас задолженность Ульяновской области перед авиаперевозчиками составляет 91,8 млн рублей. Финансирование тоже идет с дефицитом. В Минтрансе уточнили, что годовая потребность на организацию субсидированных пассажирских перевозок организациями воздушного транспорта в 2025 году составила 98,2 млн рублей. Минфин выделил 48,4 млн рублей – эти деньги также ушли на оплату задолженности перед авиакомпаниями за перевозки в 2024 году.

– В 2025 году все согласованные параметры воздушных перевозок выполняются в полном объеме. В настоящее время прорабатывается вопрос об организации полетов в 2026 году, – пояснил министр.

Проект бюджета Ульяновской области предусматривает на будущий год для авиаперевозчиков 55,5 млн рублей.

Этот вопрос уже поднимали на заседании Заксобрания. Лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев заявлял, что ситуация «нездоровая», и крупные компании-перевозчики уже стоят «на выход».

– У региона сложилась хроническая задолженность по оплате за железнодорожные перевозки. Из года в год мы пишем гарантийные письма о выполнении обязательств по оплате и не выполняем их в полном объеме. Выделяемые средства на текущий год направляются на оплату долга за предыдущие периоды и задолженность продолжает оставаться.

Конечно же, у контрагентов заканчивается терпение, и они выходят в суд для взыскания задолженности. На 2026 год средств, заложенных в бюджете также не достаточно для полной оплаты обязательств региона. И в худшем случае, могут быть отменены перевозки по разным направлениям, в том числе пригородным, которые востребованы ульяновцами. Напомню, в своё время их требовал сохранить Президент.

Также могут уйти из региона авиакомпании, и в этом нет абсолютно ничего хорошего, – прокомментировал Улпрессе ситуацию Грачев.

Выход из этого тупика один – увеличить финансирование по субсидированию перевозок. Главный вопрос, где взять необходимые средства?

– Мы уже давали свои рекомендации по увеличению доходов бюджета: это обеление средств, которые крутятся в сфере перевозок маршрутными такси; работа по во влечению в оборот неиспользуемых земельных участков; борьба с зарплатами в конвертах. И, конечно же, усиление контроля за эффективностью расходования средств при строительстве капиталоемких объектов, капремонтах школ и прочем. Здесь можно сэкономить сотни миллионов рублей, которые как раз и пойдут на решение транспортных проблем, – резюмировал депутат.

Между тем, средств на субсидии может понадобиться еще больше. Саратовские власти уже заявили о желании организовать межрегиональные перевозки из в Самару, Ульяновск, Волгоград и Астрахань – в рамках федерального проекта «Великий Волжский путь». И от регионов наверняка потребуют софинансирования.

Предыдущий проект с «Метеором» в Татарстан, напомним, провалился из-за того, что компания «Флот РТ», выполнявшая межрегиональные рейсы, отказалась от маршрутов в Ульяновск и Чебоксары. Государство возмещает перевозчикам затраты, если судно заполняется пассажирами не менее чем на 60%. Ульяновское направление этого показателя достичь не смогло.