Финансирование транспортной сферы на 2026 год заложено с большими дефицитами. Это касается и поддержки ПАТП-1, и субсидирования железнодорожных и авиаперевозок, и выплат по долгам. Тему обсудили на профильном комитете Заксобрания. Депутат Василий Гвоздев предложил кардинальный вариант решения проблемы – закрыться вместе с ответственными чиновниками «часов на 6 или 10, и изыскать возможность найти деньги. Рассказываем подробнее.

Министр транспорта Евгений Лазарев озвучил грустные цифры: в 2026 году на отрасль в бюджете заложено 483,7 млн рублей при потребности в 1,599 млрд, а с учетом недофинансирования в 2025 году – и вовсе 1,979 млрд.
– На 1 января 2026 года прогнозируется образование кредиторской задолженности в размере 373,9 млн рублей. Из них 250 млн — за железнодорожные перевозки, 46,2 млн – на мировое соглашение по железнодорожным пригородным перевозкам, 77,2 млн – дефицит по воздушным перевозкам, – пояснил Лазарев.
Куда пойдут выделенные бюджетные средства?
Автотранспорт
95,3 млн рублей – на субсидирование АТП, компенсацию недополученных доходов по пассажирским перевозкам. Это позволит организовать работу автотранспорта на 9 месяцев в объемах текущего года.
По словам Лазарева, общая потребность по этой строке на 2026 год – более 197 млн рублей, дефицит составляет 102 млн. В том числе, более 37 млн нужно, чтобы выполнить годовой объем работ, и 60 млн –на финансовую поддержку ПАТП-1, исходя из ожидаемого завершения года.
74,8 млн рублей – субсидии для 20 муниципальных образований на организацию регулярных пассажирских перевозок. Этих средств хватит для того, чтобы провести торги на 9 месяцев по 155 действующим маршрутам в объемах 2025 года.
Общая потребность по этой строке – более 370 млн рублей, дефицит – 296 млн. Из них 10,3 млн нужно на финансирование дополнительных перевозок по заявкам администраций, 30,8 млн – на субсидии на оставшихся месяца работы, 255 млн – для оздоровления ПАТП-1, которое, по словам министра, сегодня «в очень сложном финансовом положении».
– Учитывая планы по обновлению подвижного состава согласно указу президента – довести до 85% долю подвижного состава с нормативными сроками эксплуатации в автопарке к 2030 году, сделать это мы можем только в рамках развития госпредприятия, – отметил глава Минтранса.
К слову, чтобы достичь этого показателя, регион должен закупить 304 автобуса, на что нужно 4,9 млрд рублей. Пока на 192 млн (средства инфраструктурного бюджетного кредита) в будущем году приобретут 10 автобусов СИМАЗ.
– И даже эти 10 автобусов, которые мы хотим поставить на 28-й маршрут, принесут 28 млн выпадающих доходов для ПАТП-1. Маршрутная сеть в Ульяновске сложена не в пользу госпредприятия, но это единственный инструмент для конкуренции с коммерческими перевозчиками и сдерживания тарифов, – отметил Лазарев.
Еще 129,9 млн пойдут на заключение госконтрактов на осуществление перевозок по регулируемым тарифам. Этого хватит на 9 месяцев работы в объемах 2025 года.
Общая потребность по этой строке – 132,6 млн рублей. Около 70 млн нужно на оплату контрактов еще на три месяца, 35 млн – на организацию садоводческих маршрутов. Как рассказал министр, в этом году закончится контракт на перевозки по регулируемым тарифам с перевозчиками, курсирующими до СНТ. Они заявили, что не будут работать по такой схеме. Также в отказ от регулируемых тарифов пошли перевозчики, обслуживающие Старомайнский район – на это также придется изыскивать 28 млн рублей.
Депутат Василий Гвоздев эмоционально заявил, что соседние города закупают автобусы и организуют нормальные перевозки пассажиров, а у нас ничего не выходит. Он предложил свой способ решения проблемы с ПАТП-1.
– Давайте в закрытом режиме, вместе с муниципалитетом, закроемся на 6 или 10 часов и будем искать выход! Раз город не может годами решить этот вопрос, давайте объединимся. ПАТП-1 нужно в 2026 году помогать. На днях я туда выезжал – жители пожаловались, что до предприятия невозможно дойти. От 19-го микрорайона до него даже нет тротуара! Скоро автобусы перестанут оттуда выходить. Люди опять будут зимой стоять на остановках, а все мы будем за это получать. Давайте повесим ключи от машин и неделю поездим на общественном транспорте! Но никто ведь на это не пойдет, – высказался депутат.
Железнодорожный и воздушный транспорт
107,3 млн рублей на 2026 год заложено на компенсацию недополученных доходов по железнодорожным перевозкам. В 1 квартале будущего года Минтранс планирует оплатить по исполнительным листам 50,2 млн рублей (при общей кредиторской задолженности за 2025 год – 250,4 млн).
Потребность по этой строке на 2026 год – 556 млн рублей, дефицит составляет 449 млн.
21 млн направят на погашение долга по мировому соглашению с Башкирской ППК за перевозки в 2012-2014 году (!), при общей задолженности за 2025 год – 46,2 млн рублей.
На компенсацию перевозок воздушным транспортом заложили 37,9 млн рублей при общей потребности в 145 млн.
17,6 млн предусмотрено на организацию воздушных международных перевозок «Ульяновск – Минск» при потребности на год – 84 млн рублей.
– Планов по сокращению железнодорожных перевозок у нас нет. Последние две недели этот вопрос активно обсуждается на федеральном уровне, вплоть до того, чтобы деньги были окрашены при планировании бюджета. Будем работать с долгами, надеяться что до нас дополнительно доведут необходимые средства, – отметил Евгений Лазарев.
Глава Минфина Наталья Брюханова высказала несколько иную точку зрения. Но ее словам, нехватка средств на компенсации – острая тема во многих регионах.
– И есть вопросы, что именно включать в затраты. Сегодня большая часть тарифа – это аренда вагонов, и с этим не согласны многие субъекты. Наше предложение – субсидировать только те железнодорожные маршруты, где нет автоперевозок. Надо проанализировать потребность в новых перевозках, насколько они актуальны. Сегодня расходы областного бюджета не соответствуют темпам роста доходной части, разрыв становится все больше, и наша задача — отсечь все лишнее, чтобы в полной мере финансировать первоочередные потребности, – пояснила министр.
Между тем, депутат Алексей Кошаев обозначил важную проблему: из-за слабого развития транспортной логистики специалисты не едут работать на два федеральных предприятия в Димитровград – онкоцентр ФМБА и НИИАР:
– Раньше из Димитровграда в Москву можно было уехать на прицепном вагоне, сейчас его нет. Чтобы добраться до столицы, на поезде или самолете, нужно сначала ехать автотранспортом в Ульяновск, это неудобно. Просьба вернуть хотя бы этот вагон, – попросил Кошаев.
В ответ Евгений Лазарев сообщил, что из Ульяновска в Димитровград поезд ходит утром, днем и вечером.
– Но при формировании объемов работ будем дневной поезд сокращать. Нет на это возможностей, – прокомментировал министр.
– Вроде и дорога есть а ехать не на чем. Грустная история, – резюмировал глава комитета Дмитрий Грачев.
Фото на главной – телеграм-канал «Ульяновский пассажир»