В Ульяновске сейчас установлено свыше 60 памятников. «Свыше», — уточняет ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области Антон Шабалкин, потому что не каждый из монументов выполнен на высоте, достойной звания памятника. Между тем, меньше, чем два века назад проекты памятников для Симбирска утверждались министром внутренних дел Российской империи и самим императором. Как такие согласования сказались на Карамзине, почему Ленин постройнел, а Карла Маркса поставили черным, а не розовым, рассказывает работающая в архиве выставка «Монументальная история». «Улпресса» попросила архивиста поделиться собранными при подготовке экспозиции историческими анекдотами и другими деталями симбирско-ульяновского памятникостроения

В этом материале «Улпресса» вместе с Антоном Шабалкиным рассказывает о первой части выставки — уж очень велик объем собранного для нее материала. Более современных памятников планируем коснуться во второй публикации. Вы же можете не только прочитать о них, но и посетить саму выставку в Госархиве и узнать еще больше. Экспозиция, как планируется, продолжит работать в декабре и январе.

В Ульяновске не просто много памятников, они еще и представляют разные исторические эпохи. Так, город входит в число немногих, где уцелели и дореволюционные памятники, и монументы, ставившиеся в первые годы советской власти.

Открывают выставку документы, посвященные памятнику Николаю Карамзину. Оказывается, его, несмотря на царские порядки, тоже сдавали не в срок. Первый документ, посвященный памятнику, датируется апрелем 1835 года. Это записка о сооружении памятника Николаю Карамзину. Как следует из нее, сначала симбирское дворянство подало обращение губернатору Загряжскому. Он в свою очередь отправил ее министру внутренних дел страны Дмитрию Блудову. В то время это было нормой — согласовывать памятники в губернии с руководством страны. Как и во времена СССР регионы проводили такие согласования с Министерством культуры.

Блудов сыграл решающую роль в том, каким получился памятник историографу. Он был близким товарищем Карамзина и, вникнув в дело, отверг идею симбирян возвести в память о Николае Михайловиче какое-нибудь общественно полезное здание. Карамзин достоин монумента, решил министр и, более того, сам расписал, о чем должны рассказать изображения на постаменте и где памятнику стоять.

Но это еще не все. Следующим в проектирование памятника вмешался сам император Николай I. На тот момент на конкурсе был выбран проект архитектора Тона, скульптором проекта стал Самуил Гальберг. Он сделал два варианта: с музой Клио на постаменте и бюстом историографа внизу и с самим Карамзиным и колонной наверху. Император выбрал первый вариант.

И только в 1845 году монумент был установлен и открыт. Выполняли его уже ученики Гальберга — сам скульптор к тому моменту умер, а статуя, привезенная в Симбирск в 1844 году, еще год хранилась под горой у пристани.

Из-за того, что венчала памятник фигура языческая, открытие проводили поэтапно. Сначала завесу сняли с нижней части памятника, которую окропил епископ Феодотий. Затем, когда он с праздничного события отбыл, взглядам горожан предстала и муза истории.

Как уже говорилось, изначально памятник окружала площадь. Сквер вокруг появился позже — после пожара 1864 года.

В первые советские годы над памятником нависла угроза: стране не хватало металла, монументы свергали повсеместно, и житель Крестовых Городищ написал письмо, в котором требовал поступить так же и с языческой музой. Остояли памятник архитектор Феофан Вольсов и директор Краеведческого музея Павел Гречкин. Наконец в 1935 году монумент официально поставили на охрану. В те же годы ограду сквера вокруг него запирали на ночь, а внутри оставался дежурить сторож. В 1947 году на постамент вернули надпись с упоминанием Николая I, сбитую после революции.

Интересная деталь — бюст Николая Карамзина и весь памятник установлены лицом на запад, а историограф признавался, что очень любит смотреть на закат.

Памятник Карамзину при советской власти не снесли, а поставили на охрану.

А вот первый советский памятник в Симбирске, посвященный Карлу Марксу, смотрит на восход. Но так было не всегда, напоминает Антон Шабалкин.

Карл Маркс появился в городе в первую волну сноса царских и установки советских памятников. При этом симбиряне отличились: даже сам Ленин говорил о необходимости ставить новые памятники быстрее и не слишком заботиться об их основательности. Но родной город вождя коммунизма подошел к этой теме серьезно.

Договор заключили со скульптором Меркуровым. До Симбирска Меркуров уже рисовал монумент Марксу, и крайне необычный — стоящий на четырех слонах. Но продвинуть его не удалось.

Проект для нашего города, где Маркс вырастает из каменной глыбы и, как Атлант, держит ее на своих плечах, был поддержан. Тем более, что сзади памятника, о чем мало кто сейчас помнит, еще и выбита его цитата: «Идеи, овладев массами, становятся величайшей, движущей, победоносной силой».

Правда, цвет монумента пришлось поменять. Меркуров рассчитывал сделать Маркса из розового гранита, но нашлась только черная глыба. Она осталась у местных железнодорожников после строительства мостов.

Карлу Марксу пришлось побродить по центру Ульяновска.

Маркс, несмотря на свою монументальность, оказался самым беспокойным памятником в городе. В 1931 году его предлагали передвинуть на тогдашнюю улицу Карла Маркса — нынешнюю Гончарова, но до дела не дошло. До 1960-х годов он смотрел на север, то есть на Дом свободы. Но после сноса его вместе со старой частью города монумент развернули лицом на восток. На этом перемещения не закончились. В 1985 году эспланада Нового Венца приобрела свой нынешний вид — ее продлили до современной Соборной площади. Маркс оказался на самой эспланаде, но решение это признали неудачным и его наконец переместили ближе к первой гимназии.

 

В те же годы, когда в Симбирске ставили Маркса, на Венце появилась братская могила. Считается, что это место захоронения участников боев за Симбирск в сентябре 1918 года, но на самом деле это не так, уточняет Антон Шабалкин. Место захоронения и вправду стало братским — погребения на нем производили с 1918-го до 1922 год. Поэтому, вполне вероятно, что часть имен захороненных на Новом Венце сейчас утрачена.

Ну, а к 1923 году сама братская могила оказалась подзаброшена. Местная газета писала, что на ней пасутся козы и публиковала соответствующую карикатуру — козу, жующую траурный венок. В 1924 году было принято решение ситуацию изменить. Задание подготовить проект памятника для могилы от городского исполкома получил Феофан Вольсов. Он проектировал обелиск со звездой наверху и предлагал подвести к ней электричество.

 

Проекты Суханова и Пластова — найдите разницу.

Одновременно зашевелились и губернские власти. Они объявили конкурс на проект памятника. Победил в нем архитектор Суханов, который предложил установить над могилой фигуры двух бойцов. Правда, Аркадий Пластов, которого привлекли в качестве скульптора проекта, предложил свой вариант. Обсуждение проекта грозило рассорить ульяновских скульпторов и архитекторов, но все решила экономика. Из-за нехватки средств и материалов памятник пришлось делать минималистичным. Но его силуэт, вышедший из-под руки мастера Вольсова, своей выразительности не утратил.

Открывали обелиск в 1927 году. А в год 50-летия освобождения Симбирска под ним зажгли первый в городе вечный огонь. Для этого приготовили специальную церемонию. Еще в Сенгилее, где начинались бои, зажгли факел. Затем в сопровождении мотоколонны с остановками огонь провезли по местам боев. К обелиску факел приехал вообще на броневике. 

Наконец в 1940 году дело дошло и до памятника Ленину. На самом деле одна попытка установить памятник знаменитому земляку в Симбирске уже была, но неудачная. Тогда самарская книготорговая контора поставила небольшую гипсовую фигуру Ильича на постамент, изначально предназначенный под памятник Александру II. Александра на него устанавливали в 1916 году, но вскоре убрали. Фигурку Ленина также признали неудачной и демонтировали.

Варианты полноценного памятника обсуждали долго. Одной из первых была идея ленинской трибуны. Также предлагалось несколько мест для установки монумента: и на нынешнем бульваре Пластова, и на месте Вознесенского собора, и на современной площади 30-летия Победы, и у Владимирского сада. Но, после того как в 1936 году был взорван Свято-Троицкий собор, местом для памятника была выбрана центральная площадь — тогда имени Первого Мая.

Работу над монументом доверили скульптору Манизеру. Есть мнение, что ваять вождя революции могли лишь идеологически верно мыслившие скульпторы, но это не так, отмечает Шабалкин. Манизер был беспартийным, более того, отец его до революции писал портрет императора.

На выставке представлен один из протоколов проходивших в столице обсуждений того, каким же должен быть Ленин для его родного города. Одним из участников комиссии была и Вера Мухина, автор знаменитых «Рабочего и колхозницы». Среди поручений по итогам обсуждения значится примечательное: «Произвести изменения в пропорциях фигуры с целью ее удлинения и убавить излишнюю полноту». Понятно, что стройности фигуре Владимира Ильича придавали с учетом того, что смотреть на родной город он будет сверху — снизу невысокая фигура казалась бы еще более приземистой.

Ленин до корректировки фигуры и после.

Но инженер Козяков, работавший над крепостью и устойчивостью памятника, наоборот, историческую фигуру заземлил. Как следует из выполненной инженером схемы, представленной на выставке, через тело и одну из ног вождя проходит металлический стержень сечением 18х18 см, оплетенный арматурой. Уходит он в бетон особой прочности.

На чем держится вождь революции.

Да и постамент для Ильича заземлен прилично: на одном из фото ульяновские мужички копают под него котлован — глубина его явно не меньше двух метров. Правда, в 1960-е годы все равно находились энтузиасты, призывавшие памятник улучшить. Письмо одного из них со схемой цветного вождя революции, который должен был бы вращаться на постаменте, тоже можно увидеть на выставке.

Ну а в 1940 году памятник открыли 22 апреля особенно торжественно — этот день, единственный раз в истории Ульяновска, сделали официальным городским выходным. Тогда же площадь 1 Мая решили переименовать в имени Ленина.

Название площади с тех пор вернулось к дореволюционному варианту, а стоящий на нем монумент превратился в один из символов Ульяновска, как и роспись Владимира Ильича, нанесенная на постамент. Ее эскиз в натуральном размере тоже можно увидеть на выставке — оценить ленинский размах.

Фото — «Улпрессы» и предоставленные ведущим архивистом Госархива Ульяновской области Антоном Шабалкиным.