На «Авиастаре» могут запустить производство еще двух самолетов: военно-транспортного Ил-100 и уменьшенную копию Ил-76 – Ил-276. На то, чтобы реализовать проект, на начальном этапе нужно 48 млрд рублей. Эксперты отмечают, что главные интересанты таких машин – силовые структуры, но все будет зависеть от бюджета. Рассказываем подробности.

Перевооружат на десятки миллиардов

Речь о программе запуска производства новых самолетов на «Авиастаре» шла на недавней встрече президента РФ Владимира Путина и губернатора Алексея Русских. Главное условие для реализации проекта – техническое перевооружение авиазавода. По словам Русских, на это нужно 48 млрд рублей. По его словам, деньги начинают поступать в этом году.

Ранее Улпресса писала о том, что в июне, после визита в Ульяновск министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, региональные власти заявили о мощной поддержке, которую федералы планируют оказать заводу «Авиастар-СП». Речь тогда шла о «десятках миллиардах рублей», которые пойдут на техническое перевооружение предприятия.

Выделенные средства будут направлены на закупку нового оборудования. Это должно помочь нарастить уже к концу 2027 года объемы производства самолетов Ил-76МД-90А до 12 единиц год, далее – до 18 и в перспективе – до 24 бортов.

Спустя месяц было заявлено, что ульяновский авиазавод получит 46 млрд рублей из федерального бюджета на модернизацию предприятия. В этом году предприятие должно получить первый транш – 6 млрд рублей, остальную часть средств планируется выделить в 2026 году.

– На авиазаводе будут менять станочное оборудование – программу выпуска Ил-76 сегодня сдерживает нехватка качественного станочного оборудования, которое работало бы не 3-4 часов в смену, а потом бы наладки шли, а 24 часа в смену, – отметил Алексей Русских.

Под новые перспективы и строительство производственных площадей численность сотрудников «Авиастара» планируется увеличить с 12 тысяч до 20 тысяч сотрудников.

Замена «Руслана» и уменьшенный Ил-76

Два новых самолета, о которых шла речь на встрече губернатора с президентом – это Ил-100 и Ил-276.

Ил-100 – новый военно-транспортный самолет. В сентябре первый вице-премьер РФ Денис Мантуров рассказал, что эта машина первой получит новый турбореактивный двигатель ПД-26, разработки Объединённой двигателестроительной корпорации, который должны запустить в серийное производство.

Ил-100 разрабатывался в двух вариантах. Первый – это легкий многоцелевой самолет с двумя турбовинтовыми двигателями: в ОКБ Ильюшина им занимались с конца 1990-х годов. Эта машина была предназначена для небольших аэродромов.

В Сети есть информация, что в 2022 году ОКБ Ильюшина подали патент на конструкцию «сверхтяжелого военно-транспортного самолета» Ил-100, владельцем которого является Минобороны РФ.

Конфигурация самолета – четырехмоторный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением. В грузовой отсек можно попасть через откидывающуюся вверх носовую часть фюзеляжа и стандартную аппарель в задней двери.

Ранее в России уже разработали концепт «аналога «Руслана» – это Ил-106, над которым ОКБ Ильюшина начало работать еще в советские времена. Центральный аэрогидродинамическый институт им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) изготовил в 2019 году его аэродинамическую модель под названием «Слон». Ряд конструктивных решений были взяты от «Руслана». Максимальная коммерческая нагрузка у самолета составлила 180 тонн (у Ан-124 – 120 тонн).

Фото: ЦАГИ

Предполагается, что Ил-106 частично станет основой для ПАК ВТА – перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации, или сверхтяжелого военно-транспортного самолета, который должен заменить Ан-124 «Руслан». Запустить его в производство предполагалось к 2025-2026 году. Возможно, это и есть проект, который сейчас называют Ил-100.

Еще один самолет, который планируют собирать на площадке «Авиастара», – Ил-276. Ранее он назывался Ил-214, также МТС (многоцелевой транспортный самолет), СВТС (средний военно-транспортный самолет) и изначально – МТА (Medium Transport Aircraft). По словам Русских, это уменьшенная копия Ил-76 с двумя двигателями и меньшей грузоподъемностью, которая имеет свою нишу. В первую очередь, он нужен для военных.

В самом начале это был российско-индийский проект, совместный с Hindustan Aeronautics Limited. Соглашение о его реализации подписали в 2001-ом. Спустя 14 лет индийский партнер вышел из проекта.

Ил-276 может перевозить груз массой до 12 тонн на дальность до 3700 км, груз массой до 20 тонн на дальность до 2000 км, либо до 90 десантников.

Мнение эксперта

Насколько реально реализовать эти проекты в Ульяновске? По мнению исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, это потребует большого объема подготовительных работ, включая строительство новых производственных зданий и сооружений.

– УАПК – предшественник «Авиастара» –  должен был собирать сверхтяжелые «Русланы». Впоследствии было принято решение собирать параллельно и самолеты Ту-204 –  среднемагистральные узкофюзеляжные лайнеры. Таким образом, предприятие еще десятилетия тому назад должно было выпускать два типа самолетов. Кроме того, рядом должны были развернуться производства агрегатов, сборка двигателей и т.д., но эти планы не были реализованы.

Размерность предприятия в целом (площадь занимаемого земельного участка, возможности по энергетике, возможности аэродрома и т.д.) позволяет реализовать новые проекты. Персонал надо набирать, без этого не обойтись. Но надо учесть и то, что использование передовых технологий позволяет сократить трудоемкость строительства самолетов, заменить ручной труд работой автоматизированных линий, роботов и прочее, – пояснил эксперт.

Оценивать перспективы таких самолетов, по словам Пантелеева, сложно:

Главный интересант – силовые структуры. То обстоятельство, что самолеты такой размерности армии нужны, не вызывает сомнений, устаревшие транспортники ещё советского производства надо менять. Но есть и другой аспект: каковы возможности бюджета.
Что касается экспортных перспектив, то техника, которая хорошо себя зарекомендует в наших войсках, очевидно будет интересна и нашим традиционным партнерам по военно-техническому сотрудничеству. С той лишь оговоркой, что не всем странам нужен самолёт размерности больше, чем нынешний Ил-76МД-90А.

Эксперт отмечает, что санкции открывают для отечественного авиапрома окно возможностей – стране нужно будет построить сотни магистральных самолетов взамен иномаркам.

– «Авиастар» участвует в кооперационных поставках по программе МС-21, Ил-114-300 и т.д. Так что это, скорее, не вызов, а возможность. Кадровый дефицит создает своего рода замкнутый круг: пока нет персонала, сложно наращивать объёмы производства. Но при штучном производстве себестоимость оказывается очень высокой. А при высокой себестоимости трудно обеспечить большие продажи.

Полагаю, что завершение СВО и завершение сертификации основных гражданских лайнеров разработки ОАК может ощутимо улучшить положение дел в авиастроении в целом и на «Авиастаре» – в частности, – резюмирует Олег Пантелеев.