После новогодних праздников в 2026 году ДААЗ планируют перевести на трехдневку. Причина непопулярного решения – проблемы у главного заказчика продукции завода – АвтоВАЗа. По прогнозам аналитиков, в этом году Тольяттинское предприятие выпустит менее 500 тысяч автомобилей из-за падения спроса. В итоге страдают все поставщики автозавода. Узнали подробности.

ДААЗ – градообразующее предприятие Димитровграда. Завод был создан в 1967 году для обеспечения Волжского автомобильного завода (сейчас – АвтоВАЗ) комплектующими изделиями. Завод изготавливал детали, узлы и агрегаты к автомобилям «Лада», а также широкую номенклатуру изделий для Камского автомобильного завода – карбюраторы, бензонасосы, приборы средства снижения токсичности отработавших газов, замки дверей, стеклоподъёмники, наружные и внутренние зеркала заднего вида, противосолнечные козырьки, замки зажигания, задние фонари, указатели поворота и прочее.

В 2018 году завод приобрело АО «Объединенные автомобильные технологии», а затем сейчас вся группа компаний ОАТ перешла под контроль ПАО «КАМАЗ».

В 2013 году на ДААЗе создали индустриальный парк. Незадействованные площади (46 тысяч квадратных метров) передали под размещение инвесторов. Сейчас на промплощадке работает несколько компаний, входящих в группу ОАТ: АО «ДААЗ» (сдача в аренду собственного недвижимого имущества); ООО «Автосвет» (производство электрических ламп и осветительного оборудования); ООО «ДААЗ», ООО «ДЗПМ» и ООО «ДЗС» (все три занимаются производством комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств); ООО «ДЛЗ» — Димитровградский литейный завод.

ООО «ДААЗ» сегодня выпускает шланги, стеклоподъемники, радиаторы, насосы, зеркала, выключатели зажигания и прочие мелкие детали для разных моделей Lada. А потому предприятие напрямую зависит от главного заказчика. У которого, как известно, частенько бывают проблемы.

В январе 2020 года ДААЗ уже переходил на неполную рабочую неделю. Тогда власти и владельцы завода договорились, что «КАМАЗ, ДААЗ, корпорация развития и правительство области подготовят план комплексного развития предприятия».

В конце 2023 года губернатор Алексей Русских заявлял, что модернизированная площадка ДААЗа в перспективе может стать поставщиком крупнейшего китайского автогиганта HAVAL. Тогда у завода был рост объемов производства на 82%.

Также озвучивалось, что благодаря федеральной поддержке – займа Фонда развития промышленности в размере 3,3 млрд рублей – ДААЗ планировал наладить выпуск подрамников, рычагов передней и задней подвески для «АвтоВАЗа», а также для сборки перспективного отечественного электромобиля «Атом» и автомобиля «Москвич». Средства были выделены в 2024 году на модернизацию производственных мощностей, закупку новых станков и оборудования для завода. Но с проектами пока не сложилось: серийная сборка «Атома» планируется на мощностях завода «Москвич» в Москве.

О том, что на АвтоВАЗе проблемы, в последнее время не раз заявлял глава компании Максим Соколов. В одном из недавних интервью он отметил, что «выводить на рынок новые модели — крайне рискованно. Спрос на автомобили в стране до сих пор остается низким». Концерн даже отложил выпуск новой модели – минивэна до лучших времен.

По цепочке проблемы дошли и до ДААЗа. На одном из недавних совещаний мэр Димитровграда Сергей Сандрюков заявил, что негативная ситуация с простоем местных предприятий сдвинулась с мертвой точки:

– Порядка 16 объектов экономики, на которых несколько месяцев подряд наблюдались неполные рабочие недели, с января входят в нормальный график. За исключением ДААЗа.

Помогут ли сотрудникам ДААЗа, заработок которых после перехода на трехдневку неминуемо сократится? В региональном Агентстве по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Улпрессе пояснили, что власти планируют обратиться в федеральный центр за мерами поддержки:

– Будем запрашивать средства на компенсацию затрат работодателя по организации временной занятости. Процедура очень длительная по времени, предварительное одобрение уже получено. Также отрабатываем вопрос кооперационных цепочек. Обратились к губернатору Тульской области за содействием в установлении взаимоотношений ДААЗа с «Хавалом», провели переговоры с «Соллерсом» о возможностях расширения сотрудничества. В случае высвобождения работников, при наличии их желания, будем предлагать имеющиеся вакансии. Сейчас в обрабатывающем секторе их порядка 2500.

В Агентстве отметили, что, учитывая территориальную близость промзоны «Заволжье», сотрудники ДААЗа смогут рассмотреть имеющиеся там варианты трудоустройства.

Оптимизма на отечественном авторынке сегодня мало. Как рассказал Улпрессе ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, по различным оценкам, в 2025 году АвтоВАЗ может произвести 285-300 тысяч автомобилей, что на 42-47% меньше, чем в 2024 году.

– Такое снижение спроса не могло не отразиться на поставщиках комплектующих для компании. Выходом для ДААЗа может стать частичная модернизация тех участков производства, которые пока не будут работать. В рамках обновления ДААЗ может принять меры по энергосбережению, сокращению прочих расходов. Также предприятие может начать производить продукцию по своему профилю для других компаний. Изготовление продукции для других заказчиков позволит компании диверсифицировать профиль деятельности, увеличить выручку. В случае улучшения ситуации, ДААЗ может увеличить производство для АвтоВАЗа и поставить всю нужную продукцию, так что сборка автомобилей не пострадает, – отметил аналитик.

По словам Дмитрия Баранова, несмотря на сложную ситуацию, АвтоВАЗ останется лидером продаж в России как среди отечественных, так и иностранных компаний. Это объясняется абсолютной известностью продукции компании среди жителей страны, широким модельным рядом, поддержкой государства.

– Но не исключен рост цен на автомобили – из-за снижения объемов производства и увеличения стоимости используемых товаров и услуг, а также для компенсации убытков, – пояснил Баранов.

Фото на главной – сайт ДААЗа