«Русская рулетка» для селлеров. Ульяновские бизнесмены жалуются на сложности работы с маркетплейсамиУльяновские продавцы, работающие на онлайн-маркетах, жалуются на то, что работа с интернет-площадками превратилась из заработка в гонку на выживание. Ключевые маркетплейсы увеличили комиссии, изменили логистические схемы и начали благоволить зарубежным селлерам. Все это кардинально меняет рынок онлайн-торговли. Узнали, что говорят ульяновские бизнесмены и чего им ожидать дальше. Последние годы сотрудничество с маркетплейсами у ульяновских предпринимателей шло по нарастающей. Селлеры рассказывали, что рентабельность в продажах на онлайн-площадках составляла 20%, но бывало и 30, и 40% – все зависело от себестоимости товаров и от того, как быстро они оборачиваются. В 2024 году на Ozon, совместно с центром «Мой бизнес», запустили витрину товаров «Сделано в Ульяновской области». В нынешнем году такая же площадка появилась на Wildberries. Руководитель центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов рассказал Улпрессе, что в 2025-м регион достигнет объема продаж через маркетплейсы в размере 45 млрд рублей. «И это рост на 100-200% ежегодно последние несколько лет», – отметил он. Но уже этой весной мы узнали от селлеров и тех, кто занимается их продвижением, что торговать на онлайн-площадках становится все сложнее. Некоторые бизнесмены начали возвращаться в офлайн-формат. И причиной тому стали не только сложные экономические условия – недоступность кредитов из-за ключевой ставки, рост инфляции и прочее, – но и изменившиеся условия работы с маркетплейсами. Как прокомментировала основатель агентства и академии «Проксима» Ольга Амирова, в этом году многие селлеры ощутили значительные ухудшения в работе с онлайн-площадками:
По ее словам, раньше площадки забирали себе до 50% – например, селлер продал на 10 млн рублей, и 5 млн ему точно приходило на расчетный счет (а если управлять процессами качественно, то могло и больше). Сейчас из тех же 10 млн на расчетный счет может упасть всего 3 млн рублей. Стоимость услуг и комиссия на Wildberries. Источник данных.
Эксперты говорят, что повышение комиссии Wildberries создает «эффект домино» – она влияет на все аспекты ведения бизнеса на маркетплейсе. Маржинальность каждой продажи сокращается. Для того, чтобы объемы продаж не падали, продавцы вынужденно тратят больше средств на продвижение товаров. И это еще больше урезает маржу.
Маркетплейсы меняют политику работы с продавцами во всем. Например, как отметила Ольга Амирова, WB усложнил систему логистики, отгрузок, хранения товара на складах:
Еще одно новшество: и WB, и Ozon увеличили скидку постоянного покупателя – для того, чтобы компенсировать подорожание логистических услуг. Но здесь кроется множество нюансов.
Маркетплейсы благоволят крупным магазинам – предоставляют им индивидуальные и более выгодные условия: комиссию, которая может быть ниже относительно других игроков в этой же нише, особую схему логистики и прочее, что позволяет им экономить и сохранять значительный процент маржинальности. За счет этого «гиганты» могут демпинговать в своей нише и забирать себе основной объем покупателей. Также спецусловия получают компании из Китая, Казахстана и прочих стран. В некоторых категориях для них действует комиссия в размере 5-6%, а для селлеров из России – 35-40%. Конкуренция становится просто нереальной. Разница в ценах может составлять 2-3 раза. Китайцы делают бизнес на красивых картинках, которые совершенно не гарантируют высокое качество. Покупатели же выбирают то, что дешевле. Продажи многих российских предпринимателей просто встают.
По ее мнению, сейчас идет процесс кристаллизации рынка, когда слабые игроки уходят, а сильные начинают налаживать внутренние бизнес-процессы, чтобы сохранить максимум эффективности и развивать бизнес на низкой маржинальности. В таких условиях работать становится сложнее, но на взгляд некоторых предпринимателей, интереснее. «Наступает время умных, сильных, с деньгами», – считает эксперт.
Что думают о перспективах онлайн-рынка региональные власти? Руслан Гайнетдинов отмечает, что маркетплейсы из обычного контрагента бизнеса превратились в цельную систему. А потому на государственном уровне рынок начали регулировать.
Он напомнил, что под Ульяновском идет строительство хаба Wildberries, и это будет плюсом для наших бизнесменов. Поставщики смогут быстрее завозить товары на склад и отправлять их на ПВЗ. Плюс сопутствующая экономика – различные сервисы, перевозки и прочее. Возможно, все это подсластит горькую «пилюлю» работы с онлайн-маркетами. |
|