Работа Ульяновской области по продвижению продукции региональных предприятий на международных рынках высоко оценена на федеральном уровне. Об этом заявила, посетившая регион в конце ноября, гендиректор Российского экспортного центра Вероника Никишина. Что и в какие страны продают ульяновцы, какие меры поддержки на пути к экспортной торговле может получить малый и средний бизнес, и как регион раскатывает новые международные маршруты — в нашем материале.

По итогам первого полугодия 2025 года уже более 400 ульяновских предприятий вели международные поставки своей продукции. Это на 17 процентов больше, чем в 2024 году. При этом рост экспортной торговли идет сразу по нескольким отраслям. Так, агропромышленный комплекс за девять месяцев 2025 года показал прирост на 77 процентов по молочной и мясной продукции, легкая промышленность — на 55 процентов. Среди международных партнеров Ульяновской области — более 80 стран. Основные из них — Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Китай, Судан, Азербайджан, Южная Корея, Кыргызстан и другие. Один из важнейших проектов — выстраивание логистического пути «Волга — Каспий — Персидский залив». В прошлом году был утвержден железнодорожный маршрут в Иран «Ульяновск — Баку — Астара», сейчас ведется работа по выстраиванию морского маршрута «Астара — Ульяновск».

«Активно расширяем географию экспорта. Стремимся выйти на перспективные рынки Южной Америки и Северной Африки. Особое внимание уделяем развитию отношений со странами СНГ и Ближнего Востока, а также с другими регионами по линии ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, БРИКС. Стремимся сотрудничать с международными организациями. Ставлю задачу развивать нашу логистическую инфраструктуру», — рассказал губернатор Алексей Русских на встрече с главой Российского экспортного центра Вероникой Никишиной.

 

Как уточнил «Улпрессе» глава Центра «Мой бизнес» в Ульяновской области Руслан Гайнетдинов, поддержка ульяновских предприятий на международных рынках выстраивается по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт». Нацпроект предусматривает целый спектр мероприятий для предприятий из разных отраслей:

 

«Основные задачи, которые перед нами стоят — это все, что связано с обеспечением и сопровождением наших предприятий при их выходе на экспортные рынки. Это и продукты питания, и промышленная продукция, выход и на ближнее, и на дальнее зарубежье. Отдельно прорабатываем новые торгово-логистические маршруты в раскатке в направлении «Север — Юг». На днях наша бизнес-миссия вернулась из Ирана. Задача, которую мы перед собой ставили — изучить подробно инфраструктуру, знать и уметь использовать преференциальные режимы. Как раз национальный проект и государственные программы, которые в него включены, позволяют это делать.

 

Кроме того, конечно же, проводится специализированное обучение. На этой неделе завершается «Экспортный форсаж». Это федеральная образовательная акселерационная программа для действующих компаний — экспортёров, которые получают знания, как нужно выходить на рынок, какова психология партнеров, какие методики управленчески использовать, к чему нужно быть готовым.

 

Если говорить про меры финансовой поддержки — это льготное финансирование по линии «Росэксимбанка», который входит в Группу РЭЦ. Например, кредитование дилера за рубежом на приобретение продукции нашего производства или компенсация части затрат по логистике.

Есть меры поддержки как регионального, так и федерального формата. Центр поддержки экспорта Ульяновской области, работающий в Центре «Мой бизнес», выступает единым окном, где они сосредоточены».

 

Малый и средний бизнес при выходе на экспорт может получить в Центре «Мой бизнес» поддержку по разным направлениям. Меры предоставляются на безвозмездной основе или на условиях софинансирования.

 

Это может быть правовая поддержка при экспортных сделках. Она предусматривает консультирование, подготовку и правовую поддержку экспортного контракта. Также Оказывается содействие в подборе иностранного покупателя в целевой для производителя стране, а также предоставляется доступ к запросам покупателей на товары, работы или услуги.

 

При наличии экспортного контракта оказывается содействие в транспортировке товаров, предназначенных для экспорта. Центр может взять на себя до 80 процентов затрат на транспортировку товаров по территории Российской Федерации.

 

Центр поддержки экспорта также организует международные бизнес-миссии. При их проведении Центр определяет потенциальных интересантов в ульяновской продукции, их степень заинтересованности в сотрудничестве, подготовку презентационных и рекламных материалов и проведение деловых переговоров. Также помощь оказывается при приеме в Ульяновской области иностранных бизнес-миссий.

 

Содействие в участии ульяновского бизнеса в международных выставках и ярмарках как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами — еще одна востребованная мера поддержки. Она включает подбор мероприятия с учетом специфики продукции конкретного производителя, оплату аренды выставочной площади, застройки и регистрационного взноса.

Также на условиях софинансирования ульяновский бизнес может обратиться за содействием в размещении своих товаров на международных электронных торговых площадках. Если продукция еще не прошла необходимую для этого адаптацию, оказывается помощь в приведении ее в соответствие с требованиями иностранных партнеров.

 

Выход на международный рынок — это возможность для предпринимателей увеличить свои продажи и сделать бизнес более устойчивым.

 

«С точки зрения бизнеса экспорт нужен, чтобы диверсифицироваться. Есть сезоны, когда продукция хорошо на внутреннем рынке работает, но потом просаживается. Кроме того, раз это международная торговля, это валютная выручка, которая необходима, особенно в экспортно-импортных операциях. Нашему бизнесу на иностранных рынках тоже нужно покупать, а не только продавать. Когда баланс торговли есть, это проще сделать», — отмечает Руслан Гайнетдинов.

 

Сейчас в региональных лидерах экспорта присутствуют как крупные производства, так и представители потребительского сегмента, которых становится больше. Продукция первых — авто- и авиакомпоненты, автомобили, радиофармпрепараты. Вторые успешно продают продукты питания, например, растительные масла, муку, крупы, сахар, и предметы интерьера, в том числе мебель, двери, каменные мойки, а также продукцию легкой промышленности.