В следующем году должны быть отменены компенсации ульяновцам, выбравшим для своих детей семейную форму образования. Чиновники объясняют, что деньги платили, чтобы контролировать число таких детей и качество их образования, но планируемого эффекта получить не удалось — большинство аттестации в ульяновских школах так и не проходят. Родители семейников отвечают, что оформить компенсацию непросто, а при проверке знаний в местных школах таким детям часто приходится сталкиваться с неоднозначным отношением.

На сайте правительства Ульяновской области опубликован проект изменений в Закон «Об образовании в Ульяновской области». Согласно ему, с началом следующего учебного года должно быть прекращено действие такой меры поддержки как выплата компенсаций за расходы семьям, дети в которых получают общее образование в семейной форме. То есть учатся не в школе — дома, с помощью онлайн-платформ, учреждений допобразования и так далее.

Эти компенсации появились в 2019 году. Суммы их изначально составляли от 25,5 до 30,8 тысячи рублей в год в зависимости от того, на какой ступени образования находится ребенок — начальной, основной или средней. Ежегодно их размер индексируется.

При этом получить деньги не так просто. Во-первых, это не пособие, а именно компенсация — за понесенные расходы на обучение. То есть родители должны собрать и предоставить чеки о выполненных расходах. Во-вторых, чтобы получить компенсацию, нужно соблюсти несколько условий. Ребенок должен успешно сдать аттестацию по всем прописанным в учебной программе предметам. И делать это следует не в любом образовательном учреждении, а только в организации, работающей на территории Ульяновской области, то есть в школе.

В министерстве просвещения Ульяновской области «Улпрессе» пояснили, что таким образом с помощью компенсаций планировалось организовать учет детей-семейников:

«Изначально мера поддержки, предоставляемая родителям (законным представителям) обучающихся, находящихся на семейной форме обучения, была призвана обеспечить учет детей, проживающих на территории Ульяновской области, а также содействовать контролю за получением качественного образования, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам».

Но сейчас, по мнению чиновников, сдают аттестации в школах и обращаются за выплатами недостаточное количество семей — а значит, компенсации можно отменить:

«Проведенный мониторинг выявил тенденцию к увеличению числа родителей, выбирающих для своих детей обучение в онлайн-школах и частных образовательных учреждениях, не имеющих лицензии на образовательную деятельность. Это привело к значительному сокращению числа обучающихся, прикрепляющихся к региональным общеобразовательным организациям для прохождения промежуточной аттестации, что существенно затрудняет объективную оценку качества получаемого образования и контроль за его соответствием ФГОС.

По состоянию на текущий момент, на территории Ульяновской области более 2 500 тысяч обучающихся получают начальное общее, основное общее или среднее общее образование в форме семейного образования (а именно, те, кто обучается в онлайн-школах, частных образовательных учреждениях). Из них промежуточную аттестацию прошли лишь 29% школьников от общей численности. В 2025 году компенсация была выплачена 470 родителям (законным представителям), что составляет 18,2% от общего числа обучающихся на семейной форме.

В связи с выявленными обстоятельствами, было принято решение об отмене выплаты указанной компенсации. Подчеркиваем, что данное решение не влияет на конституционное право ребенка на получение общего образования».

Также в министерстве отмечают, что новая редакция Закона «Об образовании в Ульяновской области» должна вступить в силу с 1 сентября 2026 года. То есть за учебный 2025-2026 год компенсация еще будет предоставляться. Ее размер составит от 35 287 рублей до 42 669 рублей.

«Улпресса» опросила нескольких родителей, использующих форму семейного образования. Никто из них о планируемой отмене выплат не слышал, зато все отмечают востребованность такой меры поддержки, ведь по сути право ребенка на бесплатное образование в выбранной ими форме семьи реализуют за свой счет.

«Я входила в инициативную группу, которая изначально выступала за введение компенсации для семей, обучающих детей в формате семейного образования. По закону, основное образование в России должно быть бесплатным, однако семьи, выбравшие этот путь, фактически вынуждены оплачивать обучение самостоятельно.

Добиваться компенсации пришлось долго и непросто, но в итоге это удалось. Я сама пользовалась этой мерой поддержки и могу сказать, что реальные затраты на семейное образование значительно превышают сумму компенсации.

Именно поэтому особенно тревожно слышать, что сегодня вновь поднимаются вопросы о целесообразности её сохранения. Это шаг назад в отношении к ответственным родителям, которые вкладывают в образование своих детей больше, чем требует закон», — рассказала Юлия Семичаевская.

Как указала еще одна мама Анна Чамчиян, в министерстве лукавят, когда говорят, что число детей, которые проходят аттестации при школах, уменьшается. Просто растет общее число детей на семейном образовании:

«Когда выплаты только начинали, вообще было около 200 детей-семейников. Их количество увеличилось, выросло и число тех, кому эта компенсация нужна. И они, видимо, просто не тянут эти расходы… Но это за уши притянутые утверждения. Вот есть выплата на школьную форму. Ради неё надо подать документы. Есть родители, которые подают, есть родители, которые не хотят подавать. Нужно ли ее отменять в ущерб тем родителям, которые ей пользуются?

Не очень понятно, как обучение в частных организациях и на онлайн-платформах мешает объективной диагностике в обычной школе? Знаю многих, кто учится в семейных школах, на платформе, но сдает аттестацию в регионе исключительно, чтобы получить аттестационный лист для получения компенсации. Значит ли это, что компенсацию можно отменить?

Любое принятое решение не должно ухудшать условия для категории населения. Данное решение ухудшает. Воспользоваться компенсацией — право, а не обязанность. Я плачу налоги, огромные. Мой муж тоже. Мы учим ребенка на семейном обучении, так как государственный уровень образования нас не устраивает. На наши налоги содержатся школы, на каждого ученика в год государство тратит сумму бОльшую, чем компенсация. Почему мы не имеем права воспользоваться и закрыть свои расходы на обеспечение достойным образованием своего ребенка?»

Еще одна проблема, отталкивающая семейников от атестация в школах — нередко негативное отношение к детям с такой формой образования.

«На месте, в школах, получается ерунда: мотают нервы и требования бывают совершенно неадекватные. Конечно, есть школы, в которых более-менее адекватно можно сдать аттестацию. Но я сама не первый год участвую в сдаче аттестации группой ребят. И как родительница, как наставница вижу, что нет стандартизированной формы для этого. Каждая школа придумывает отсебятину, мы сталкиваемся с неправильными заданиями, с увеличением контрольной работы в два раза… Нервотрёпка для детей огромная, поэтому родители из школ уходят, говорят, что не нужна никакая компенсация…» — объяснила Чамчиян.

Ее поддерживает и председатель рабочей группы по вопросам семейного образования при областной Общественной палате Елена Толстенко:

«Могу с уверенностью сказать, что даже та малая сумма компенсации семьям, в которых дети получают образование в форме семейного образования, очень нужна и важна. Это является мерой поддержки и мотивационной составляющей для ежегодной сдачи промежуточной аттестации, поэтому большая часть семей, где дети на семейном обучении, промежуточные аттестации проходят в школах Ульяновска и Ульяновской области. Онлайн-обучение ни коем образом не влияет на сдачу аттестации, можно учиться хоть где, а аттестацию проходить по месту жительства.

Есть ещё один важный момент — доступность компенсации. Сейчас это достаточно сложная процедура, где нужно соблюсти массу критериев соответствия, чтобы эту компенсацию оформить и получить».

Представители сообщества родителей детей на семейном обучении сходятся в том, что после отмены компенсаций минпросвещения фактически потеряет таких детей из вида. Ведь обязательность ежегодной аттестации законодательно не прописана. В прошлом году семейников, как писала «Улпресса», пытались убедить в обратном, но прокуратура встала на их сторону. Получается, теперь чиновники решили на таких детей махнуть рукой?