|
С АНО «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД), отвечающего за работу систем фото- и видеонаблюдения на ульяновских дорогах, требуют взыскать более 238 млн рублей. Это задолженность и пени, судя по всему, за программное обеспечение, разработанное ООО «Сити Проект». Три года назад компания уже обращалась с требованием выплатить ей более 139 млн рублей. Тогда дело закончилось полюбовно – долг ЦОДД погасил. Дело поступило в Арбитражный суд Ульяновской области на днях. Пока оно не в производстве – судья попросит истца предоставить документ об оплате приличной госпошлины – 1,665 млн рублей. Руководитель АНО «ЦОДД» Дмитрий Аксёненко в комментарии Улпрессе был краток: «Предмет в иске описан, у меня комментариев дополнительных нет». Это не первые судебные разбирательства между ЦОДД и «Сити Проект». Первый договор компании заключили в феврале 2021-го, сразу на два года. В нем прописали 568,9 млн рублей – плату за программное обеспечение, лицензию на ПО, аренду оборудования, предоставление каналов передачи данных, мощностей для хранения записей, питания всего оборудования, обслуживание инфраструктуры. В итоге с июня по декабрь 2022 года ЦОДД задолжал разработчикам 139,7 млн рублей. «Сити Проект» взыскал эту сумму, вместе с неустойкой 14,7 млн, через отделение Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ в Ульяновске. Тогда ЦОДД частично долг выплатил. После Арбитражный суд Ульяновской области выдал исполнительный лист на принудительное исполнение решения Международного коммерческого арбитражного суда и оплату задолженности в размере 36,377 млн рублей и неустойки за нарушение сроков — 30,179 млн (за период с 15 июля 2022-го по 19 декабря 2023 года). Теперь у истории новый виток. В феврале 2023 года компании подписали новый договор. ЦОДД должен разработчикам 223,5 млн и пени 14,5 млн за период с 21 мая по 16 декабря 2025 года. Почему образовался такой большой долг? Два года назад Дмитрий Аксёненко объяснил нам, чтопричина – то, что областной бюджет выделял недостаточный объем средств на погашение платежей, начиная с 2021 года. Кредиторская задолженность, по его словам, нарастала из года в год. В 2023 и 2024 году на финансирование АНО «ЦОДД» из областного бюджета выделяли по 650 млн рублей. По словам Аксёненко, эти деньги тратятся на «большой объем мероприятий», в том числе самый дорогостоящий — обслуживание камер. В прошлом году новые устройства фото- и видеофиксации в регионе не устанавливали: посчитали, что имеющихся (а их порядка 370) достаточно для выполнения задач по эффективности. За два предыдущих года ЦОДД такде получила несколько субсидий — в частности, на погашение долга, образовавшегося в 2020 — 2022 годы при создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» – 289,1 млн рублей и на «демонтаж комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения». Региональное правительство разработало отдельное постановление, по которому определялся порядок предоставления ЦОДД финансовой помощи, в случае образования кредиторской задолженности. Областные власти всегда утверждали, что АНО окупает вложенные средства. И приводили расчеты: например, в 2022 году на обслуживание комплексов видеофиксации было потрачено 570 млн рублей. В 2023 году камеры зафиксировали 2,094 млн нарушений на 1,272 млрд рублей. Постановления были оплачены на 729,1 млн рублей. Между тем, у проверяющих органов были претензии к работе ЦОДД. Счетная палата Ульяновской области, проверившая работу АНО в 2021-2022 и первом полугодии 2023 года, нашла нарушения на 93,3 млн (они касались предоставления субсидий из областного бюджета) и зафиксировали факт неэффективного расходования средств на 515 тысяч рублей. Летом прошлого года к бизнес-обмудсену Екатерине Толчиной обратились ульяновские предприниматели – они пожаловались, что у них снизилось количество машин, которые раньше, по решению сотрудников ГИБДД и следственных органов, эвакуировали на их спецстоянки. Бизнесмены провели мини-расследование и выяснили, что причиной стало создание единой диспетчерской службы при АНО «ЦОДД». Это дало конкурентное преимущество определенным стоянкам. Произошло это так. Перечень стоянок, куда привозят эвакуированные автомобили, ведет региональный Минтранс. В него были включены 14 индивидуальных предпринимателей и 6 юридических лиц, в том числе и АНО «Центр организации дорожного движения». В 2022 году министерство провело аукцион на понижение цены по выбору исполнителя услуг по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств на территории Ульяновской области. Была подана только одна заявка – от ЦОДД, торги признали несостоявшимися, а контракт заключили с Центром организации дорожного движения. В 2023 году при ЦОДД создали единую диспетчерскую службу для распределения задержанного транспорта по спецстоянкам. И здесь обнаружилось нарушение антимонопольного законодательства: АНО наделили функцией диспетчеризации без проведения аукциона. В УФАС признали, что ействия Минтранса «содержат в себе признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 No 135-Ф3 «О защите конкуренции». Ведомству вынесли предупреждение, распоряжение «о диспетчеризации» ЦОДД отменили. В августе прошлого года руководитель ЦОДД, вместе с потенциальными инвесторами, представил в Заксобрании концепцию проекта по организации в Ульяновске платных парковок. Реализовать его предложили в формате концессии: при этом бюджетные средства не вкладываются, все расходы — около 200 млн рублей — брал бы на себя концессионер. Взамен инвестору полагался процент от оплаты парковочных мест. Но идея не прошла. Сейчас финансирование ЦОДД выросло: на 2026 год в областном бюджете на субсидии АНО заложили 840,667 млн рублей (столько же – в 2027 и 2028-ом). Это примерно половина от общего дефицита средств, которые необходимы для работы ульяновского транспорта в будущем году – 1,5 млрд. |
|