Впервые за всю историю Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова его площадка стала местом проведения полноценной международной стажировки для иностранных преподавателей. Две недели декабря вуз принимал делегацию педагогов из Республики Джибути – учителей математики Абдирахмана Саида Арре и Абдиразака Хусейна Юсуфа. Этот проект, организованный при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, был посвящен обмену лучшими практиками в двух ключевых направлениях: инклюзивной педагогике и работе с одарёнными детьми, рассказали в пресс-службе вуза.

Целью визита, как подчеркивают гости — это перенять конкретный, практический опыт. И ожидания не просто оправдались – они были превзойдены.

«Мы приехали за методами, технологиями, организационными решениями. И получили их в избытке – от специального оборудования до уникальных педагогических подходов. Но главное – мы увидели философию, отношение к каждому ребенку как к личности. Это бесценно», – делится впечатлениями Абдирахман Саид Арре, работающий в единственном в Джибути специализированном центре для детей с ОВЗ.

Его коллега, советник Лицея для одарённых детей Абдиразак Хусейн Юсуф, был поражён масштабом и целостностью российской системы: «Мы увидели, что все дети, независимо от своих особенностей, включены в образовательный процесс. Специализированные школы-интернаты, ресурсные центры, инклюзивные лаборатории – это работающая экосистема».

Особое внимание в программе стажировки было уделено посещению профильных учреждений. Гости побывали в школе-интернате №91 для слабовидящих, школе-интернате №87 для слабослышащих, а также в многопрофильном реабилитационном центре «Подсолнух».

«В Джибути у нас только один специализированный центр. Мы были поражены тем, сколько внимания и ресурсов уделяется ранней помощи и подготовке к школе, особенно в дошкольном возрасте. И то, что сам УлГПУ – это инклюзивная среда, где будущие педагоги учатся работать с особыми детьми, – это фундаментальный подход. Мы были поражены тем, как вы используете систему БРАЙЛЬ для детей», – отмечает Абдирахман Саид Арре.

Педагогов впечатлили не только материально-техническая база, но и конкретные методики: адаптированные дидактические материалы, системы альтернативной коммуникации и, главное, институт тьюторского сопровождения.

Вторая часть стажировки была посвящена поддержке талантов. Джибутийские педагоги познакомились с работой Лицея УлГПУ, Центра выявления и поддержки одарённых детей «Алые паруса», посетили мастер-классы по олимпиадной биологии и занятия во Дворце творчества детей и молодёжи.

«Сила российской системы – в её непрерывности и многообразии. Талантливого ребёнка здесь не просто отмечают, а ведут, развивают, предлагают ему сложные задачи. Особенно впечатлил уровень олимпиадной подготовки – это та высокая планка, к которой мы будем стремиться», – говорит Абдиразак Хусейн Юсуф.

Программа стажировки не ограничивалась учебными аудиториями. Для гостей была подготовлена насыщенная культурная программа, включавшая экскурсии в Музей народного образования, музеи «Симбирцит» и И.А. Гончарова. Также у нас была возможность посетить мечеть Лайли Джамал.

Как отметила сопровождавшая делегацию преподаватель УлГПУ Юлия Леучева, гости быстро адаптировались не только к учебному процессу, но и к ульяновской зиме: «Они были удивлены нашим холодом, но очень быстро освоились. К концу второй недели уже вовсю радовались снегу, которого, как мы думали, к Новому году и не будет».

Главным профессиональным уроком педагоги из Джибути называют понимание того, что инклюзия и работа с талантами – две стороны одной медали. «И там, и там нужно видеть не диагноз и не гения, а просто ребёнка с его уникальными потребностями и возможностями. Сердце системы – подготовленный и мотивированный педагог», – резюмирует Абдирахман Саид Арре.

По итогам стажировки стороны договорились о дальнейшем сотрудничестве. В планах – проведение регулярных онлайн-семинаров, обмен методическими материалами, а в перспективе – совместные проекты и студенческие обмены.