|
С 1 января 2026 года россиян ждет очередное повышение утильсбора на автомобили. Во время последней «прибавки» – с 1 декабря 2025 года – в стране ввели новую методику его расчета: теперь размер сбора зависит не только от объема двигателя и возраста машины, но и от мощности силового агрегата. Многие автолюбители решили запрыгнуть в «последний вагон» – сделать покупку до грядущего подорожания. У дилеров в итоге возник дефицит самых популярных и бюджетных моделей. Рассказываем подробности. Автовозы застряли на границеВ России к концу 2025 года возник китайских автомобилей массового сегмента. По данным аналитического агентства «Автостат», дилеры отметили высокий спрос, не подкрепленный наличием, на модели Belgee S50 и X70, GAC GS3 и GS4, Geely Cityray, Monjaro и Atlas с передним приводом, Haval Jolion с передним приводом в базовых комплектациях. Та же ситуация – с другими бюджетными, относительно рынка, авто – Haval H3, Hongqi HS3, Jetour T2 и X70 Plus, OMODA S5, Geely Monjaro и Jetour T2. Дефицитные модели – в основном те, которые не производятся в России и импортируются в страну. Ждать заказанный автомобиль можно до месяца. При этом хорошо уходят модели, на которые дистрибьюторы дают скидки, либо подключают свои программы поддержки. Делают так далеко не все, а потому некоторые дилеры, наоборот, остались с нераспроданным складом. Эксперты объясняют это целым набором факторов – грядущим очередным повышением утильсбора в январе (многие покупатели решили все же попробовать запрыгнуть в «последний вагон»); ростом цен, а потому увеличением спроса именно на бюджетные авто и комплектации. Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто рассказывал, что еще в октябре в России раскупили многие доступные модели, а пополнить запас дилеры не успели. «На границе стоит довольно много автовозов, потому что резко возросла нагрузка на транспорт, который возит автомобили и машинокоплекты из Китая. Но этот дефицит носит временный характер, на рынке наступит штиль», –спрогнозировал эксперт. Ульяновск – не Москва, покупательский спрос гораздо ниже, но салонах в основном представлены модели не базовых комплектаций. А если покупателю предлагают авто ща 1,55 млн рублей, то со ссылкой – по программе трейд-ин. Предложений приобрести машину в кредит, с рассрочкой, с нулевым взносом и прочее – множество. На просьбу Улпрессы прокомментировать сложившуюся на региональном рынке ситуацию откликнулся лишь дилер OMODA и Jaecoo «Мотом». Нам пояснили, что производство этих брендов перенесли в Россию, модельный ряд расширяется, а потому стоимость авто для клиентов сохраняется: «На некоторые модели предложение будет даже более выгоднее, чем в 2025 году, особенно в его начале». «Дефицита вообще» не будетГенеральный директор компании «Автомаркетолог» Татьяна Акимова разложила для Улпрессы ситуацию с утильсбором и возможным ростом дефицита машин «по полочкам»:
Татьяна напоминает, что база и коэффициенты по утильсбору закреплены правительственными актами (в т. ч. постановлением №1291). А ключевое для сегодняшней динамики изменение — рост ставок с 1 октября 2024 года в среднем на 70–85% и запуск долгосрочной шкалы индексации до 2030 года.
С 1 декабря вступили новые правила расчета утильсбора для легковых автомобилей. Теперь ставка зависит не только от объема двигателя, но и от его мощности. Льготный режим для физлиц сузили, он сохраняется для машин до 160 л.с., а все, что мощнее, фактически уходит на «коммерческие» уровни. Для рынка это означает не абстрактное «подорожание всего», а конкретную перестройку. По словам эксперта, часть импорта, которая раньше заходила через физлиц (а это в том числе и популярные 180–250 л.с. кроссоверы и подержанный «премиум» ) стала почти экономически нецелесообразной. А «почти» автоматически ведет к сокращению выбора в сегменте «мощные машины, привезенные частником». Одновременно с этим растут цены в этом сегменте, потому что предложение схлопывается быстрее, чем спрос исчезает.
Она акцентирует, что утильсбор действует как надбавка к полной стоимости владения в момент ввоза или выпуска, а дальше раскладывается по цепочке. Часть уходит в конечный прайс, часть съедается маржой (особенно когда рынок слабый), часть компенсируется «промышленными» мерами поддержки в локальном производстве. – В 2025–2026 годы ключевое, на что стоит смотреть, это «двойной шаг». А именно – декабрьская смена методики (мощность) плюс январская ежегодная индексация по шкале. Отсюда будет идти волнообразная динамика: всплеск «успеть привезти/купить», затем провал, затем попытка рынка переварить новые уровни цен через скидки и пересборку ассортимента: больше версий до 160 л.с., больше локальных SKD/CKD-решений – крупноузловой и мелкоузловой локальной сборки автомобилей там, где это возможно, – резюмирует эксперт. Что в итоге и что будет дальше?По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в январе-ноябре 2025 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России составили 1,225 млн штук – на 19% меньше, чем за тот же период 2024 года.
Интересно, что, по данным Национального агентства промышленной информации, на фоне общего снижения рынка растут продажи автомобилей старше 20 лет. За 11 месяцев нынешнего года было реализовано чуть более 1 млн таких авто – на 8,8% больше, чем в 2024-ом. Доля машин «20+» выросла на 1,7 процентных пункта Также рост продаж наблюдается и в других сегментах подержанных автомобилей. Продажи машин возрастом 4-6 лет увеличились на 2,3%, а 11-15 лет – на 3,5%. Автопарк продолжает стареть. |
|