Противостояние коммунистов и вице-спикера Заксобрания Сергея Моргачева продолжается. Генпрокуратура рассматривает заявление депутата Госдумы Алексея Куринного, который попросил лишить Моргачева депутатского мандата. Причина – нарушение антикоррупционного законодательства. Сам депутат регионального парламента считает, что это попытка наказать его за одно и то же во второй раз – ранее нарушение подтвердила областная прокуратура. Моргачев отрицает, что знал об аффилированности компаний, субсидии которым он одобрил, одному из спонсоров его предвыборной кампании – Михаилу Родионову.

В марте прошлого года глава фракции КПРФ в областном парламенте Виталий Кузин направил прокурору Ульяновской области Андрею Теребунову заявление с просьбой проверить факты признаков «грубейшего нарушения законодательства о коррупции». Он заявил, что Моргачев помогал получить бюджетные субсидии пивовару Михаилу Родионову, который оплачивал его избирательную кампанию – спонсировал 5,5 млн рублей. А это конфликт интересов. Речь шла об аффилированных бизнесмену ООО «ВСК» и ООО «М-КОМ».

Тогда же Сергей Моргачев заявил о своем выходе из комиссии Минсельхоза по отбору заявок и определению победителей на получение субсидий на затраты в сфере растениеводства, животноводства и рыбоводства. Депутат объяснил это тем, что, к его глубокому сожалению, «решения по выделению субсидий на заседаниях комиссии систематически принимались с нарушением федерального и регионального законодательства, в том числе и антикоррупционного». Подробности этой истории Улпресса описывала ранее.

Областная прокуратура провела проверку и подтвердила нарушение – это произошло еще в апреле 2025 года. В декабре на заседании Заксобрания Моргачеву вынесли предупреждение. Коммунистов это не устроило – Кузин предложил исключить коллегу по парламенту еще и из антикоррупционной комиссии, но его не поддержали.

В итоге Алексей Куринный направил свое обращение к Генпрокурору. Он посчитал, что назначенное наказание не соответствует степени тяжести нарушения, и Моргачева нужно лишить депутатского мандата, либо должности вице-спикера. Пока ответа из Генпрокуратуры не было.

В комментарии Улпрессе Сергей Моргачев рассказал, что вопрос с аффилированостью компаний, которые, в том числе, с его согласия, получили субсидии из бюджета, «остается открытым».

– Открыто не заявлялось, какие именно фирмы аффилированы. На комиссии я прямо задавал вопрос, имеет ли отношение «Трёхсосненский» к данным фирмам. И мне представители Минсельхоза ответили, что нет. Конечно, незнание закона не освобождает от ответственности. Но фирмы, за которые я голосовал, были в общей копилке – они входили в число 40 организаций, которые шли одним «пакетом». В первый раз я проголосовал против, так как мне не предоставили документы. Во второй раз проголосовал «за» за эти 40 фирм, хотя и задавал вопросы. Потом же, когда все началось, я написал заявление и сам вышел из комиссии. Ещё до этого обращался в прокуратуру, так как нам не предоставляли данные о владельцах фирм – только о главных бухгалтерах, – пояснил депутат.

Моргачев отметил, что его спонсором во время предвыборной кампании на добровольной основе было не только «Трёхсосненское», но и «ВИС-МОС», и ростовские компании. А комиссию он покинул, потому что «там 16 человек, и моя роль незначительна».

– Сложившаяся ситуация показала, что рано или поздно я бы оказался втянут в неприятности с этими людьми. Зачем мне это нужно? Когда-нибудь их махинации приведут к уголовным делам, и тогда будут опрашивать всех членов комиссии. Вспомните ситуацию с Соловьевым, когда опрашивали Гордуму. Я тогда не голосовал, всех опросили, кто был «за», а меня – нет, – заявил парламентарий.

Также он считает, что сейчас его дважды пытаются наказать за одно и то же нарушение: новых фактов после проверки областной прокуратуры выявлено не было. Моргачев вспомнил историю его главного оппонента – экс-депутата Заксобрания, коммуниста Рамиля Хакимова, который голосовал за близкую ему компанию «Агро-Трейд», имевшую долги (в этом случае субсидии выдавать по правилам было нельзя).

– Конечно, они хотят меня убрать. Характер у меня такой – я наживаю врагов не только среди коммунистов, но, возможно, и губернатору не подхожу, как СМИ пишут, – резюмировал Моргачев.

История с «Агро-Трейдом» зеркально повторяет сегодняшнюю ситуацию, только Хакимову она стоила депутатского мандата.

Началось все с того, что коммунист на заседании Заксобрания назвал имя «серого кардинала», который якобы руками некоторых депутатов диктует внутреннюю политику. Он заявил, что ей вероломно управляет господин Родионов (ООО «Завод Трехсосенский», экс-депутат ЗСО) и его некоторые депутаты в виде Сергея Моргачева.

В апреле 2024 года 11 депутатов ЗСО заявили в полицию о дискредитации Хакимовым Вооруженных сил РФ: он якобы назвал побрякушками награды депутатов Сергея Моргачева и Олега Лобунца. Правоохранители составили в отношении коммуниста протокол об административном правонарушении. В июле дело было прекращено.

В мае того же года на парламентской сессии большинство депутатов заксобрания проголосовало за лишение Рамиля Хакимова должности вице-спикера. Комиссия при ЗСО и прокуратура пришли к выводу, что Хакимов допустил конфликт интересов: будучи в составе комиссии при Министерстве АПК по распределению субсидий проголосовал за выделение средств ООО «Агро-Трейд» – компании, принадлежащей его двоюродному брату.

В августе Сергей Моргачев нашел новые нарушения в процедуре выделения субсидий. По его данным, Минсельхоз выдавал субсидии «Агро-Трейд» в течение трех лет, тогда как у компании имелась задолженность перед Минимущества по договору аренды земельного участка. Этот факт Моргачев назвал «вопиющим случаем» и обратился в правоохранительные органы.

В сентябре 2024-го Хакимова лишили депутатского мандата. Его место в областном парламенте занял коммунист Никита Коновалов.

В январе 2025 года Ленинский районный суд Ульяновска вынес решение оштрафовать экс-депутата заксобрания Рамиля Хакимова на 10 тысяч рублей по иску Сергея Моргачева о защите чести и достоинства. Поводом для обращения в суд стала запись в телеграм-канале Хакимова – он сделал репост со страницы областного отделения КПРФ, где говорилось о якобы имеющейся связи Моргачева и бизнесмена Михаила Родионова и упоминалось о том что депутат был осужден по коррупционной статье. Моргачев в иске просил взыскать с оппонента 500 тысяч рублей.

Ну а дальше разбирательства пошли уже в отношении вице-спикера Заксобрания. К слову, Моргачев также отрицает, что был осужден за коррупционную статью.

– Статья 286 часть первая («совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» – прим. ред.), к таковым не относится – это касается только третьей части. Начальника ГАИ Ростовской области (на момент разбирательств Моргачев занимал этот пост – прим. ред.) судили не за коррупцию, а за то, что он занимался благоустройством территории не у себя на даче или в квартире (которой у меня не было). Когда я был начальником ГАИ двух субъектов, у меня ни мама, ни папа, ни теща, ни тесть, ни братья, ни сватья, ни кумовья не разбогатели, как у некоторых, – прокомментировал депутат.