Контрольно-счетную палату (КСП) Ульяновска в конце 2025 года официально возглавил Игорь Егоров. Первое интервью в новой должности он дал газете «Ульяновск сегодня». Председатель КСП рассказал, на чем аудиторы сосредоточат внимание в 2026 году и как палата будет помогать с наполнением городского бюджета.

– Игорь Игоревич, Вы говорили, что Контрольно-счетная палата «должна быть зубастой». Фраза достаточно емкая и точная. Но в контексте нашего интервью предлагаю более детально раскрыть те направления работы, где контролерам нужны «зубы».

– Большинство людей и сегодня считают, что контрольно-счетные органы на уровне муниципалитетов – это прежде всего структуры, которые должны выявлять финансовые нарушения и недостатки.

Но задачи органов внешнего (когда-то говорили – парламентского) контроля сегодня гораздо шире. Им необходимо не только найти финансовые нарушения, но и определить причины, по которым они стали возможны. Ведь как говорил Гете, «гораздо легче найти ошибку, нежели истину».

Да, КСП должна быть «зубастой» и «копать глубоко». Но, кроме контрольных, у КСО есть еще и экспертно-аналитические функции, и они также очень важны. Контрольно-счетная палата в идеале должна обязательно предлагать пути решения выявленных проблем, не заменяя при этом органы исполнительной власти.

Мы все много раз наблюдали за тем, как часто менялись руководители в различных управленческих структурах, а проблемы не исчезали и даже не уменьшались. Просто происходила смена начальников.

Проблема, конечно же, и в подборе кадров, и в выстраивании системной управленческой работы. У любой контрольно-счетной палаты два постоянных противника – коррупция и некомпетентность. Надо понимать, что многие финансовые проблемы зачастую вызваны не коррупцией, а недостаточной профессиональной подготовкой людей, которые принимают решения по расходованию бюджетных средств. Это очень важно.

В Уголовном кодексе не прописаны наказания за неэффективное расходование бюджетных средств. Но контрольно-счетные палаты обязаны выявлять подобные случаи. О чем идет речь? Предположим, за пять миллионов рублей бюджетных средств был отремонтирован участок дороги. Встают вопросы. Во-первых, нужно ли вообще было ремонтировать эту дорогу именно в этом году? Во-вторых, можно ли было за эти деньги отремонтировать участок дороги большей протяженности? В-третьих, можно ли было произвести ремонт именно этого участка дешевле? Все эти вопросы касаются именно экономической эффективности потраченных средств.

– С точки зрения законодательства, органы местного самоуправления сильно ограничены в своих действиях. Но зачастую именно на муниципалитет ложится ответственность за решение многих проблем, чаще всего они возникают неожиданно. Условно: необходимо быстро и эффективно отреагировать на инцидент, и на это нужны средства. Счетная палата тоже может предложить решение подобных вопросов?

– Это характерно не только для городских бюджетов, но и для региональных. Проблемы возникают то тут, то там. Очень многое зависит от имеющихся объемов финансовых ресурсов, но важнейшей составляющей эффективного управления является правильное и разумное планирование. Есть очень старый афоризм: «Руководить – значит предвидеть, а хорошо руководить – предвидеть далеко». Львиную долю проблем можно и нужно предвидеть. Мы же, в конце концов, не с землетрясениями и не с цунами имеем, как правило, дело.

На мой взгляд, КСП должна активно участвовать в разработке предложений по наполнению городского бюджета. У Ульяновска в России есть несколько городов-близнецов. Численность населения практически с нами совпадает у Ижевска, Тольятти, Махачкалы, Иркутска, Барнаула, Хабаровска. Понятно, что в некоторых из этих городов уровень зарплат выше, чем в Ульяновске, а значит, больше и суммы поступлений в городские бюджеты подоходного налога. Но важно внимательно посмотреть и на другие бюджетные доходы этих городов. Их опыт, на мой взгляд, будет очень полезным для нас.

– Вы имеете в виду туристические налоги?

– Все доходы. В том числе пошлины и неналоговые доходы.

– Гордума в минувшем декабре приняла бюджет на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов. Финансовый документ – бездефицитный. Что Вы об этом думаете?

– Я знаю руководителя Финансового управления горадминистрации Александра Александровича Бармина на протяжении многих лет. Он и сам был руководителем КСП Ульяновска. Как финансист он очень опытный.

У города есть значительный муниципальный долг, поэтому позиция финансового блока администрации города понятна. Обслуживать долг – это задача сложная. Любой дефицит ведет к еще большим заимствованиям.

Участники юбилейной конференции Союза муниципальных контрольно-счётных органов России в г. Ульяновске.

2017 год.

– Глава Ульяновска Александр Болдакин в интервью нашей газете сообщил, что городская команда готовит комплексную программу развития муниципальных предприятий. В частности, речь идет о повышении их доходов.

– КСП в последние годы не так часто осуществляла комплексную проверку финансовой деятельности муниципальных предприятий. Для того чтобы ее проводить, нужны и специалисты, и соответствующие программные продукты. Я думаю, что мы в ближайшие три года проведем такие проверки в отношении большинства наших крупнейших МУПов.

– Расскажите, пожалуйста, об основных методах планирования работы КСП.

– За последние 25 лет в нашей стране сформирована мощная методологическая база в системе внешнего финансового контроля. Любая городская КСП – это составная часть этой системы. При этом каждая палата – это отдельное юридическое лицо, в правовом и организационном плане независимое. Палаты сами планируют свою деятельность.

Темы контрольных мероприятий выбираются с учетом анализа всей имеющейся у КСП информации. Значительная часть проверок включается в годовой план работы палаты на основе предложений депутатов Городской Думы. В отдельных случаях в план работы контрольные мероприятия могут включаться и на основе взаимодействия с органами прокуратуры.

В ближайшие годы мы увеличим количество проводимых экспертно-аналитических мероприятий. Цель – выявление проблемных зон в тех или иных сферах муниципального управления. Это важно и для депутатов Городской Думы, и для органов исполнительной власти, а порой и для всех горожан.

Особый упор будем делать на профилактическую работу. На основе анализа типовых нарушений, выявляемых в ходе наших проверок, планируем проводить семинар-совещания с руководителями и главными бухгалтерами муниципальных учреждений и предприятий разных сфер городского хозяйства. Это должно стать неотъемлемой частью нашей работы.

– Искусственный интеллект может стать помощником счетной палаты или в вашей работе важна исключительно работа сотрудников?

– Я защитил свою кандидатскую диссертацию по экономике в 1997 году. Тема диссертация была «Экспертно-аналитические центры в региональных органах государственной власти». В работе, в том числе, шла речь и об использовании интеллектуальных программных продуктов. Их тогда называли ИПП. Это не что иное, как искусственный интеллект. ИПП активно применялись уже в 1995-1996 годах. Я в 1995 году проходил короткую стажировку в Аналитическом центре Президента Российской Федерации. Там специалисты активно использовали подобные продукты. ИИ, несомненно, может быть полезным и в сфере муниципального финансового контроля. Он позволит освободить сотрудников от рутинного труда и повысить производительность контрольной работы.

При этом роль личности контролера сохраняется. Такой специалист – штучный продукт. На мой взгляд, контролером все же надо родиться. Нужен особый склад ума. Как и у талантливого следователя, у финансового контролера должен быть своего рода «нюх» на нарушения.

Участники юбилейной конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов России в г. Ульяновске, 2017 год

– Работа КСП также связана с работой по противодействию коррупции. Правильно ли я понимаю, что именно работа КСП становится отправной точкой для расследования и выявления коррупционных фактов?

– Есть старая фраза: главная задача органов финансового контроля – давать «посадочный материал». Я ее не очень люблю. У каждого контрольного, надзорного и правоохранительного органа есть свой «арсенал» полномочий, определенный законом. Когда они все вместе работают сообща, разумеется, возрастает вероятность возвращения денег в бюджет.

– Какие отрасли требуют особого внимания аудиторов городской Контрольно-счетной палаты?

– Несомненно, строительный блок, ЖКХ, ремонт и реконструкция автомобильных дорог. Как часто шутят контролеры, зато тут нет здравоохранения.

– Вы говорили, что коллектив КСП, который уже сформирован, достаточно профессионален. Штат укомплектован?

– На сегодняшний день штат палаты укомплектован не полностью. Но ее сотрудники в большинстве своем грамотные и ответственные специалисты.

– Как попасть к Вам на работу? Какого человека возьмете в команду?

– Конечно же, с умной головой и опытом практической работы. Любая контрольно-счетная палата – это своего рода гвардейская часть, а не «курсы молодого бойца». Это надо понимать.

– Что для Вас лично значит работа в КСП? Это стиль жизни или нечто большее?

– Ни то и ни другое. Это просто очень интересная работа. Мне приходилось работать в разных сферах. Я с семнадцати лет работал на оборонном заводе, был и остаюсь вузовским преподавателем. В Правительстве Ульяновской области в разные годы отвечал за привлечение инвестиций, развитие туризма, малого и среднего предпринимательства, международных связей и сохранение объектов культурного наследия. Работа в Контрольно-счетной палате позволяет использовать все свои знания и весь имеющийся опыт. Далеко не каждая государственная или муниципальная должность позволяет использовать весь свой потенциал. Поэтому я считаю свою нынешнюю работу крайне интересной.