На последнем заседании комитета по ЖКХ Заксобрания пытались прояснить судьбу АО «УльГЭС», потерявшего статус территориальной сетевой организации. 15 февраля все работники предприятия получат уведомление о сокращении – взять их на работу обещает ПАО «Россети Волга», которому перешло все имущество городской организации. Депутаты высказали опасение, что перемены приведут к ухудшению качества услуги и повышению тарифов. Рассказываем подробности.

Напомним предысторию. В прошлом году Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области не включило УльГЭС в список ТСО на 2026 год. Причина – то, что у МУПа (на тот момент) не было в собственности подстанций и сетей – они находились в их хозяйственном ведении. Прошлогодние изменения в федеральное законодательство установили, что ТСО должны обладать имуществом на праве собственности – не менее 150 мегаватт мощностей и 300 километров линий. А сетями МУП «УльГЭС» владел город.

Для того, чтобы получить статус ТСО, предприятие нужно было акционировать. Городские власти этим занимались, но до «дня Х» – 1 октября 2025 года – не успели. В итоге, как регламентирует федеральный закон, имущество УльГЭС «подхватило» ПАО «Россети Волга», имеющее статус системообразующей территориальной сетевой организации. Возникли вопросы: что будет с коллективом ульяновского АО, накопленными еще при его бытности МУПом долгами и самим предприятием. А также чего ожидать потребителям – зачастую подобные кардинальные перемены работают не в их пользу.

Замруководителя Агентства по тарифам Александр Ермаков рассказал, что в прошлом году рассматривался вариант признать УльГЭС, уже в статуса АО, территориальной сетевой организацией в связи предоставлением дополнительных документов до 1 ноября.

– Были проведены консультации с Минэнергетики РФ и ФАС. Позиция антимонопольного органа была жесткой и однозначной: если не успели приватизировать до 1 октября, значит, отнести организацию к ТСО нельзя. Также есть приказ ФАС об утверждении прогнозного сводного баланса –  на его основании устанавливаются потери. Он был выпущен в октябре, и УльГЭС в документе отсутствовал, – пояснил Ермаков.

 

В итоге в декабре прошлого года, после решения арбитражного суда, «Россети Волга» заключили с УльГЭС договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства.

Почему городские власти не успели акционировать АО до нужного дня? Начальник городского Управления муниципальной собственностью Евгений Вдовин рассказал, что занимались этим последние годы, и «приватизация МУПа была завершена в установленные сроки, по дорожной карте»:

– Есть определенные требования, в том числе, по утверждению инвестиционных и эксплуатационных мероприятий, и раньше мы просто не могли процесс завершить. Законодательство об электроэнергетике менялось чуть ли не каждый день. О последних нововведениях, что нужно успеть до 1 октября, мы узнали 25 сентября. «Паровоз» уже шел, его не остановить. Мы старались все сделать максимально быстро, но не успели, – прокомментировал Вдовин.

Будут ли городские власти пытаться вернуть статус ТСО через суд? Глава Управления пояснил, что неоднократное общение с прокуратурой было, «но ответа пока не получили». По поводу иска в суд в мэрии «думают», но окончательное решение не принято: «Главное, чтобы все было сделано правильно, нужно просмотреть вперед все шаги».

– Планов по ликвидации АО нет, также думаем, что мы уйдем от банкротства УльГЭС (его инициатор – Ульяновскэнерго – прим. ред), – уточнил Вдовин.

Что происходит на предприятии сейчас? Выполнение обязательств, по договоренности с городскими властями, «Россети Волга» отсрочили на три месяца. Это сделано, чтобы работники предприятия пока не остались без заработка. На это время с АО «УльГЭС» заключили договора на оперативное обслуживание и аварийно-восстановительные работы. Также с ПАО планируется заключить договора аренды движимого и недвижимого имущества, земельных участков.

Как уточнил директор филиала ПАО «Россети Волга» – «Ульяновские распределительные сети» Сергей Анисимович, на 22 января назначена встреча с коллективом УльГЭС:

– Мы подготовим предложения, которые будут отличаться от тех, что действуют у нас – чуть выше ставки. Все же это город, кабельные сети, своя специфика. Важно соблюдать бесперебойное электроснабжение ульяновцев.

Анисимович заявил, что филиал примет на работу всех сотрудников УльГЭС (прозвучала цифра 474). Руководитель регионального Агентства по развитию человеческого потенциала Павел Калашников пояснил, что к ним 15 января поступило уведомление о высвобождении 467 человек. Сейчас в Агентстве ожидают информацию от Россетей по штатному расписанию, чтобы понять, всем ли найдется должность.

Сергей Анисимович успокоил депутатов, что имущество УльГЭС они отдавать не собираются. По его словам, это «единый цельный слаженный коллектив из четырех РЭС (районов электрических сетей – прим. ред), по структуре полноценное производственное отделение».

Еще один важный вопрос – что будет с гигантской (840 млн рублей) задолженностью УльГЭС. Анисимович пояснил, что «Россети» сейчас работают с основными кредиторами – через Ульяновскэнерго взаимодействуют с его акционером – компанией «Уралхим»:

– Генеральный директор нашей компании проводит встречу в Москве по реструктуризации задолженности. Она должна перенестись на нашу тарифную кампанию, разбираемся как это сделать. Мы ровно такую же сумму, плюс-минус 10 млн рублей, не получили от Ульяновскэнерго. А этот долг сформировался за счет неплатежей УльГЭСа.

Откуда у электросетей такая большая задолженность? Директор АО Сергей Лапшов рассказал, что она накапливалась не один год, и увеличилась за счет повышения ключевой ставки ЦБ. Пени проиндексировали, сумма долга значительно выросла.

Депутат Андрей Седов выразил опасение, что после всех этих перемен произойдет снижение качества услуг при повышении тарифов. Глава комитета Денис Седов привел статистику: с 1 января по вчерашний день в Ульяновске было восемь крупных отключений электроэнергии.

– Сроки технологические вроде бы нормативные, но есть брать продолжительность отключений, уже виден разрыв. Надеюсь, на это повлияли объективные факторы, которые не говорят о том, что это уже система, – заявил Седов.

Депутаты решили обсудить острый вопрос еще раз – после того, как получат письма ФАС, подтверждающие жесткую позицию ведомства об исключении УльГЭС из ТСО (Ермаков заявил, что в Агентстве они есть), дорожную карту по передаче имущества и перехода сотрудников АО в «Россети Волга».

– Также мы бы хотели услышать четкую позицию города: устраивает ли такое положение, есть ли намерения обратиться в прокуратуру и суд. Я рекомендую рассмотреть практику Верховного суда, который подтвердил, что отсутствие организации в прогнозном плане не является основанием для отказа в установлении для нее тарифов, – подвел итог глава комитета.