В Ульяновске снова заговорили о хроническом недофинансировании льготного лекарственного обеспечения. На прошлой неделе прошло совещание, в котором приняли участие депутаты разных уровней, представители Минздрава, Росздравнадзора, Ульяновской госаптеки, организаций ветеранов и инвалидов, а также ульяновцы, столкнувшиеся с наболевшей проблемой. Причин для ее возникновения много: хроническое глобальное недофинансирование; рецепты, имеющие слишком небольшой срок; отсутствие, по разным причинам, препаратов в аптеках; назначение лекарств, которые не входят в льготные перечни, а потому их закупка будет нецелевой. Региональный Минздрав озвучил последние цифры – сколько выделили в этом году средств из федерального и областного бюджетов, и сколько уже расторговано. Рассказываем подробнее.
Депутат Госдумы Алексей Куринный ранее пояснял в своем телеграм-канале, что сразу после новогодних праздников он получил несколько обращений по отсутствию бесплатных лекарств в госаптеках Ульяновской области.
– «Льготные» рецепты во многих случаях не выписываются, потому что «в аптеках все равно препаратов нет». Видимо, такая установка спущена сверху, чтобы не портить статистику. Несмотря на то, что финансирование льготных лекарств в 2026 году увеличено почти на 300 млн рублей, дефицит по этой строке остался, как и регулярные для начала года проблемы с закупками, – пояснил депутат.
Жалоб на лекарственное обеспечение от ульяновцев поступает достаточно. На совещании отметили, что в прошлом году их было более 150, а в этом – уже около 12–13. Речь идет о самых разных препаратах: от относительно недорогих для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, до дорогостоящих – для ревматических больных, в том числе, по решению суда. По данным Госаптеки, около 35% наименований лекарств сейчас находятся в дефектуре – то есть, отсутствуют по разным причинам.
По словам Куринного главная проблема сегодня – хроническое недофинансирование лекарственного обеспечения как из федерального, так и из регионального бюджета. По расчетам, который он привел, на 2026 год не хватает около 1,5 млрд рублей – сумма значительная, и её придется как-то изыскивать.
Второй момент — организационно-технический.
– Медицинские организации часто выписывают рецепты на короткий срок – всего на месяц, заставляя пациентов постоянно приходить за новыми, стоять в очередях, тратить время врачей. Кроме того, процент рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание, очень низок. Этот механизм существует, но применяется редко, так как за отсроченные рецепты сильно ругают и прокуратура, и Росздравнадзор. По сути, этот показатель контролируется Минздравом, поэтому постановка на отсроченное обслуживание происходит неохотно, – продолжил депутат.
Есть еще один аспект – правовой. Как отметил Куринный, сегодня федеральным льготникам, отказавшимся от соцпакета, порой незаконно отказывают в предоставлении лекарств. При этом прокуратура и суды неоднократно указывали, что регион обязан обеспечить лекарствами нуждающихся в любом случае. Но региональный Минздрав, по его словам, продолжает настаивать, что это «не положено» или «нельзя», систематически отказывает в выдаче лекарств при дублировании льготы.
– Этот вопрос мы тоже обсуждали на совещании. Направили обращение прокурору для принятия мер реагирования в целом по проблеме, а не только по отдельным случаям. Для ее решения нужны организационные меры, которые мы обсудили (перестроить систему выдачи лекарств, сделав ее более доступной и прозрачной для граждан; обратиться в прокуратуру региона по поводу системной неверной трактовки законодательства со стороны областного Минздрава – прим. ред.). И, безусловно, увеличение финансирования — без этого никуда, – резюмировал депутат.
Важно:
- Как уточнил Куринный, не выписывать рецепт, если больной нуждается в лекарстве, нельзя! Это может быть расценено, как неоказание медицинской помощи. К тому же только выписанный рецепт является основанием для определения самой нуждаемости.
- Выписанный рецепт, если необходимое лекарство отсутствует в аптеке, надо оставить на отсроченное обеспечение. Есть конкретные сроки, когда лекарство должно быть получено. Плюс такие необеспеченные рецепты мониторируются надзорными органами.
- Если из-за отсутствия необходимых бесплатных лекарств человек вынужден приобретать их за свой счет, нужно обязательно сохранять чеки для возможности последующей компенсации. Далее необходимо обратиться в прокуратуру, Росздравнадзор и другие ведомства.
Пока, наблюдениям депутата, свои права защищают в лучшем случае 1 из 10 пациентов, не получающих лекарств.
Мы связались с Минздравом Ульяновской области и попросили прокомментировать ситуацию. В министерстве также назвали главные проблемы, связанные с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан – недостаточность финансирования для покрытия полной потребности, выбор гражданами замены набора социальных услуг денежной компенсацией (монетизация федеральной льготы), несвоевременные поставки по заключенным контрактам по вине поставщика или из-за дефектуры препаратов на фармацевтическом рынке.
– При формировании объема финансового федерального обеспечения расходов по обеспечению граждан лекарственными препаратами учитывается норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, а также численность тех, кто включен в федеральный регистр. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации, в 2025 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина был установлен в размере 1326,4 рубля. При этом в число льготников, сохранивших за собой льготы в «натуральном виде», в основном входят пациенты, требующие длительного и дорогостоящего лечения: больные онкозаболеваниями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, хронической почечной недостаточностью и другие. Поэтому, фактически для обеспечения многих пациентов сумма, выделяемая из федерального бюджета в месяц на одного пациента, недостаточна, – рассказала министр здравоохранения Мария Шалягина.
Она отметила еще один острый вопрос для Ульяновской области: назначение гражданам федеральными центрами и научно-исследовательскими институтами лекарственных препаратов, не входящих в льготные перечни, в том числе, не зарегистрированных на территории России и не подлежащих обеспечению через Фонд «Круг добра».
– Для регионов обеспечение такими препаратами без выделения целевого финансирования затруднительно – их закупка приведёт к нецелевому использованию бюджетных средств. В таких ситуациях граждане вынуждено обращаются в судебные органы, исполнение судебных решений возлагается на органы исполнительной власти субъектов. Это является дополнительной нагрузкой на бюджеты регионов и значительно отсрочивает обеспечение граждан лекарственными препаратами, – уточнила Шалягина.
В Минздраве озвучили актуальные цифры.
- На 2026 год в областном бюджете на льготное лекарственное обеспечение граждан предусмотрели 1,2 млрд рублей – на 24% больше, чем в 2025 году.
- На реализацию федерального закона «О государственной социальной помощи» в части льготного лекарственного обеспечения в 2026 году для региона предусмотрен 571 млн рублей (плюс 10,6%).
- По данным на 16 января 2026 года, в Ульяновской области сформирована и передана документация на организацию размещения торгов на сумму 414,12 млн рублей – 72% от имеющегося финансирования федералов.
- За счет средств областного бюджета сформирована и передана документация на организацию размещения торгов на сумму 1,053 млрд рублей – 87,79% от выделенных средств.
Для покрытия дефицита средств Минздрав будет продолжать работу по привлечению дополнительных средств из федерального бюджета.
В целом, как заявил представитель Минздрава на последнем соцкомитете, «прокуратура нас контролирует ежедневно».