В ульяновском Музее Аркадия Пластова открылась выставка «Путешествие»

В ульяновском Музее Аркадия Пластова открылась выставка «Путешествие» по случаю 70-летия со дня первой поездки советского художника в Италию. Но это лишь повод, на самом же деле тема куда шире — это о путях-дорогах, которыми русские художники идут к себе, к истокам, к радости жизни, к пониманию мира…

У посетителей выставки есть редкий шанс пройтись вместе с художником по дорогам, ведущим в Рим. / Ульяновский областной художественный музей

Недаром одним из главных, смыслообразующих, экспонатов выставки здесь считают картину «Аппиева дорога» (1957). В ней, по мнению куратора проекта Арины Пластовой, величие «царицы дорог» и атмосфера загадочной античной ночи, «создающей ощущение торжественного возвращения канувших в историю столетий». Сам же Пластов вспоминал: «Когда мне пришлось писать этюд в Риме на Аппиевой дороге…, мне казалось, что нет более возвышенного состояния духа, которое овладело мной около этих бесконечных развалин…».

Но что забыл в Италии мастер соцреализма Аркадий Пластов?

В 1956 году он принял участие в Международной художественной выставке «Биеннале ди Венеция», в тот год здесь экспонировалось 264 работы семидесяти четырех советских художников. Сегодня нам такое даже не снится.

Фото: Ульяновский областной художественный музей

Создателю таких шедевров, как «Фашист пролетел» и «Весна», тогда было уже за шестьдесят, но возраст не мешал ему сутки напролет гулять по Венеции, Риму, Флоренции… И беспрерывно писать этюды.

Всего в Италии он провел тогда около месяца, но «даже краткий экскурс дал возможность видеть и ощущать ежеминутно неожиданную, необыкновенную, какую-то новую радость жизни каждого утра, когда ты просыпаешься с улыбкой радости, той самой, с какой ты накануне засыпал, еле живой от усталости».

Художник оставил об Италии воспоминания, такие же яркие и образные, как и его живопись. Вот только восторженные впечатления мастера в СССР печатать отказались. Скорее всего, редакторы испугались, ведь по их формулярам «улыбку радости» человек мог встретить только на дорогах Советского Союза…Тут важно сразу же оговориться — Пластов перед Западом не заискивал, никогда их культуру он не ставил выше русской, и ни один итальянский пейзаж не мог заменить Пластову родные просторы.

Фото: Ульяновский областной художественный музей

И все же по своим итальянским впечатлениям Пластов написал несколько по-настоящему тонких и поэтичных картин. Чего стоит только его «Венеция» — ночная набережная с фигурами людей, собак и гондольеров на фоне Сан-Джорджо-Маджоре…

Во второй раз Пластов был в Италии осенью 1963 года. И снова — десятки этюдов, потом переработанных в картины. Искусствоведы здесь обычно отмечают «Причал у дворца Дожей в Венеции» 1963 года с вездесущими «скорлупками» — гондолами в серой дымке: «Здесь уникальное для художника «ощущение воды» с невероятным живописным богатством в ее трактовке».

В те же годы написаны и его «Неаполь. Везувий с моря», и «Мост вздохов», и «Марк Аврелий», и «Римский фонтан»… Последний — символ его же итальянских воспоминаний, где жизнь развернулась перед ним бесконечностью, «ни капельки не разорванная, не растраченная, без единой червоточины, но непрестанно наполняемая, как водоем фонтана, хрусталем сверкающей влаги».

Фото: Ульяновский областной художественный музей

Практически все итальянские работы Пластова можно увидеть на новой выставке в Ульяновске. Тот редкий случай, когда у зрителей есть возможность пройтись с художником дорогами, ведущими в Рим. В его Рим. Помогают в этом «паломничестве духа» и черно-белые фотографии, сделанные в поездках по Италии. Внук художника Николай Николаевич Пластов рассказывает: «В 1963 году Аркадий Александрович был в Италии со своим сыном, моим отцом, и это именно папа снимал деда. Происходило это так. Дед говорил: «Ну-ка, Колька, сними меня тут». Но это было, когда уже душа не выдерживала не быть запечатленным рядом с чем-то великим».

В основном же Пластовы снимали в Италии архитектуру, а не друг друга — удивительные все же были люди!

С династией Пластовых на выставке тоже знакомят, о своих путешествиях здесь наравне с мэтром рассказывают Николай Аркадьевич, Николай Николаевич и Елена Николаевна Холодилины. Всего в экспозиции представлено 83 работы и 25 фотографий из семейного собрания. Италия, Кавказ, Крым, Франция и Греция. Целая вселенная глазами одной семьи, напоминающей о забываемом ныне таланте — улыбаться миру.

Выставка работает до 19 апреля.

Фото: Ульяновский областной художественный музей