На переселение жителей Ульяновской области из аварийных домов на сегодняшний день нужно не менее 12 млрд рублей. Официально такой статус присвоен 270 МКД, однако эту цифру можно смело умножить на два. Многие дома не признают аварийными, так как в бюджете и без того не хватает денег, а потому увеличивать список – значит накладывать на себя дополнительные обязательства. Гарантий, что в любой момент в таких зданиях не произойдет ЧП, подобное обрушению крыши на Ростовской, 5, не даст никто.

Где-то пусто, где-то густо

По данным регионального МинЖКХ, в 270 домах, признанных аварийными, проживает 6 801 человек. Недавно министерство отчиталось, что в 2025 году в части расселяемой площади показатель по переселению был выполнен на 109,5%. Однако по областной программе в 2026 год по этой строке зашли с нулем. Запланированное расселение двух жилых домов в Языково, признанных аварийными, будут проводить на сэкономленные в 2025 году 2,1 млн рублей.

Актуальные цифры по финансированию программы по переселению людей из аварийного жилья озвучил на последнем профильном комитете Заксобрания и.о. министра ЖКХ а и строительства Ульяновской области Андрей Головко. Он рассказал, что средства идут по двум программам. Первая – с федеральной поддержкой, при областном софинансировании. Вторая – за счет средств региональной казны и бюджета муниципальных образований. По обеим в 2025 году было расселено 2,2 тысячи квадратных метров и переселено 102 человека.

– На завершение этапа 2025 и 2026 года федеральной программы предусмотрено 305,8 млн рублей, что позволит расселить 171 жителей в Ульяновске, Димитровграде, Инзенском и Новомалыклинском районах. На этап 2026-2027 года предусмотрено 519,1 млн рублей, из которых 219,4 — федеральные средства, остальное – консолидированный бюджет области. Сегодня идет рассмотрение адресных списков, которые будут включены в эту программу. В основном по ней расселяются аварийные дома, которые имеют судебные решения, а также с заключениями, что проживание в низ несет угрозу для жизни людей, – пояснил Головко.

Сейчас регион готовит заявку в ППК «Фонд развития территорий» для получения 219,4 млн рублей. На 2027-й год Фонд должен довести до области лимит в размере 225,4 млн – из региональной казны будет выделено софинансирование 224,9 млн рублей. Адресный перечень, как уточнил и.о. министра, сформируют дополнительно, исходя из судебных решений и заключений техобследования домов.

Головко также уточнил, что по областной программе на на 2027-2028 год заложили 195 млн рублей. Глава комитета Дмитрий Грачев внес ремарку: «Тут история такая, заложили – можем переложить, к сожалению, такое бывает» и отметил, что для ускорения переселения люди будут вынуждены идти в суд – «толкаться среди таких же обделенных».

Сергей Моргачев заметил, что 12 млрд рублей, которые нужны на решение проблемы с аварийными домами в следующем году могут превратиться в 14 млрд: «Это растущий ком, многие могут не дожить до переселения». Он предложил изыскивать средства.

– В конце декабря у нас было распределение субсидий – 1,2 млрд рублей для АПК. А может и не надо было им отдавать, а пустить их на жилье, дороги, пассажирские перевозки. У нас же где-то густо, а где-то пусто. Так не должно быть, – заявил депутат.

На ремонт крыши предложат скинуться

Василий Гвоздев высказал свое мнение: официальное количество аварийных домов в регионе явно занижено, цифру 270 надо умножить как минимум на два.

Вы не признаете другие дома аварийными, потому что просто нет денег. Дома на улице Автозаводской, а также те, что рядом с известной двухэтажкой по Ростовской 5 можно смело включать в список. Они все одного года «рождения» и все с дырявыми крышами. Я бы хотел все эти заводские двухэтажки расселить. И построить там новые дома. При мэре Пинкове город пошел навстречу по бесплатному подключению коммуникаций, другим вещам. Целая программа была. Уверен, останься бы Пинков тогда еще на год – два, на месте Автозаводской был бы нормальный новый микрорайон. Но политика поменялась, теперь живем как живем, – констатировал депутат.

Гвоздев пожаловался, что жители дома на Ростовской, 5 прислали ему фотографию, как крышу заделала управляющая компания – там зияет дыра. Он напомнил, что раньше в Ульяновске была муниципальная программа по ремонту кровель. 20% оплачивали жители, 80% – городской бюджет. «Неужели нельзя придумать какие-то механизмы поддержки, если нет федеральных денег, чтобы дома не разваливались?».

Представители городской администрации прокомментировали, что после обрушения кровли в доме на Ростовской, 5 спасатели удалили все опасные элементы, провели обследование:

– Балки целы, крыша, конечно, в ненадлежащем состоянии. Управляющая компания зачистила место провала, заделала листом, покрасила. Но по кровле вопрос. Дом находится в непосредственной форме управления. В договор подряда с УК включены работы только по обслуживанию инженерных коммуникаций. Город, к сожалению, тратить бюджетные деньги на эту кровлю сейчас не может. Скорее всего, собственникам будет предложено провести общее собрание и на какой-то минимальный ремонт скинуться.

Ищут интересантов

На комитете вспомнили о проектах комплексного развития территорий (КРТ), которые хотя бы частично могут способствовать расселению аварийного жилья. Начальник городского управления по строительству Мария Зацепина рассказала, что сейчас в Ульяновске есть два действующих договора о КРТ. Они касаются поселка УКСМ в Засвияжье и территории в пределах улиц Докучаева, Фурманова, Олега Кошевого в Ленинском районе.

– В ноябре-декабре прошлого года мы провели необходимые организационные мероприятия, общие собрания собственников жилых помещений домов, расположенных в границах улиц Розы Люксембург – Федерации – Новгородской. Получили все необходимые протоколы и подготовили проект решения о комплексном развитии этой территории. Надеюсь, что в апреле мы перейдем к процедуре отбора стороны по этому договору, – пояснила Зацепина.

Также представители мэрии на днях встречались в Минимущества с потенциальным интересантом проекта КРТ на Нижней террасе. «Также смотрим Верхнюю террасу, улицу Жуковского – Московскую», – уточнила руководитель управления.

– Механизмы сложные: например, договор о комплексном развитии территории по улице Радищева вылился в двухлетнюю историю. Дом был полностью расселён, но возможности продолжать реализацию проекта у нас не было. Оставался один собственник, которые ни на какие уговоры не шел и ни на какие предложения не соглашался. Но, к счастью, вопрос сдвинулся с мертвой точки, – рассказала Мария Зацепина.

Также депутаты напомнили о давнем обсуждении законопроекта, который предусматривал выделение 5% нового жилого фонда от застройщиков для расселения аварийного жилья – так называемое инфраструктурное отчисление. Но все это так и осталось на стадии идеи.