Вряд ли найдётся человек, который никогда не видел Храм Христа Спасителя – хотя бы на фотографиях Москвы. Многие бывали в московском Манеже – одном из главных выставочных комплексов столицы гуляли рядом с этим историческим зданием. Возможно, вы знаете и о том, что 141-метровая стела Монумента Победы на Поклонной горе – самый высокий памятник в стране. Что объединяет все эти объекты? Личность человека, координировавшего стройки – это Леонид Моносов, заслуженный строитель Российской Федерации. К особо интересным проектам, в которых он принимал участие, стоит отнести и сложные с инженерной точки зрения работы по прокладке Третьего транспортного кольца Москвы (ТТК). А ещё благодаря масштабному мышлению предпринимателя как минимум миллион взрослых и детей переселились в новые московские квартиры.Но перед тем, как приступить к реализации этих идей, Леонид Анатольевич Моносов прошёл большой профессиональный путь, который начался в 1980 году с рядовой должности мастера. Образование и начало карьерыБудущий руководитель родился в 1958 году в городе Мозыре, а в пятилетнем возрасте стал москвичом. В раннем детстве мальчик потерял мать. Его воспитанием занимался отец: настраивал школьника на получение знаний, прививал трудолюбие. Он же во многом повлиял на выбор профессии – полезной для общества и открывающей широкие профессиональные горизонты. решил стать инженером и окончил МИИТ по специальности «Гражданское и промышленное строительство». В 1980 году благодаря отличной учёбе в вузе молодой инженер устроился по распределению в Главмоспромстрой (в 1990-х – Моспромстрой). Это было во всех отношениях перспективное распределение: главк занимался строительством главных зданий советской столицы. В этой организации, которая в начале 1990-х стала коммерческой компанией, Леонид Моносов проработал двадцать лет. Начав трудиться простым мастером со 150-рублёвым окладом, он проявил серьёзные организаторские способности. Постепенно поднимался по карьерной лестнице: стал прорабом, начальником участка, главным инженером, руководителем управления, начальником стройтреста, а затем и заместителем генерального директора. Однако карьерные достижения – не главное в жизни. Куда важнее профессиональная реализация! Главный храм РоссииСуществуют проекты, об участии в которых даже рядовые строители рассказывают внукам и правнукам. В жизни Леонида Моносова таких несколько. Но особо выделить, пожалуй, стоит работы по восстановлению главного кафедрального собора страны – Храма Христа Спасителя. Этот собор является одной из ключевых доминант столицы. Он украсил город ещё в середине XIX века. Построен был в честь освободительной Отечественной войны 1812 года, в память о её героях. Но это не помешало уничтожить храм деятелям сталинской эпохи. Его снесли, чтобы возвести на данном месте грандиозный Дворец съездов. С амбициозной задумкой ничего не вышло, и на месте святыни соорудили утилитарный бассейн. В 1980-х годах, когда история СССР подходила к концу, в обществе зародилась идея восстановить Храм Христа Спасителя. Начался сбор средств. Но к реализации идеи смогли приступить только в эпоху новой России, в 1994-м. Эту сложную, на первый взгляд даже неподъёмную задачу, взял на себя Моспромстрой. Леонид Моносов непосредственно участвовал в возрождении храма. Он вспоминает, что основная трудность заключалась в технических нюансах. Специалисты обязаны были построить точно такой же шедевр, как на сохранившихся рисунках и старых фотографиях. Но строительные технологии изменились, и необходимо было использовать достижения прогресса. Во-первых, этого требовали стандарты качества и безопасности. Во-вторых – современные потребности. Например, надо было продумать не только пути подъезда к объекту, но и предусмотреть паркинг для автомобилей. В итоге за шесть лет, что является рекордным сроком для такого рода работ, удалось создать обширный храмовый комплекс, включающий:
Храм был гармонично вписан в столичную панораму и выразительно смотрится на фоне Москвы-реки. «Это сделать невозможно»Так говорили ещё об одном знаковом проекте Моспромстроя – Монументе Победы на Поклонной горе. Обелиск отличает:
Вот в форме-то и крылась загвоздка. Очень высоки и очень тонкий шпиль увенчан фигурой богини победы Ники. Однако она находится не на вершине, как это обычно делается, а прикреплена сбоку. Такое решение смотрится выразительно, но с инженерной точки зрения – крайне неустойчиво. Чтобы обеспечить конструкции устойчивость, пришлось проводить сложные расчёты и даже устраивать эксперименты в аэродинамической трубе. Карьерный взлётПо словам Леонида Анатольевича Моносова, работа в рядах Главмоспромстроя (Моспромстроя) дала ему неоценимый опыт. Но настало время двигаться дальше. В 1999 году, будучи заместителем гендиректора этой компании, он получил предложение, которое открывало новые карьерные перспективы. Ему предложили самому стать генеральным директором – в ОАО «Москапстрой». В этот момент, по словам топ-менеджера, он ощутил, что достиг успеха. Возможность самостоятельно управлять большим инжиринговым холдингом открывала новые горизонты – не только карьерные, но и профессиональные, творческие. Разумеется, Моносов принял предложение. Самое сложно – самое интересное!Перейдя на работу в Москапстрой, топ-менеджер продолжил пополнять своё личное портфолио проектами федеральной важности и культурно-исторической ценности. Три главных достижения Леонида Моносова в этот период, охватывающий 1999-2007 годы:
Интересно, что эти профессиональные достижения – из разных сфер строительства. Вместо узкой специализации – широкий охват различных направлений. Команде Москапстроя, которой руководил опытный топ-менеджер, было всё по плечу. Объединяет же столь разные проекты масштабный размах и отсутствие страха перед трудностями. Каждый год – десятки тысяч квартирВозглавив инжиринговую компанию в 1999 году, Леонид Моносов приступил к анализу экономических трендов и потребностей рынка. В это время в стране начался бурный рост: после дефолта экономика оживилась, с каждым годом стали расти прибыли предприятий и доходы населения. Это, конечно, отразилось и на Москве. Столица всегда была привлекательна для приезжих, а теперь поток желающих покорить Москву значительно возрос. Соответственно, обострилась жилищная проблема. Сами москвичи тоже стремились выбраться из коммуналок, оставшихся в наследие от Советского Союза, сменить хрущёвки на современные просторные квартиры. Многие семьи в то время жили тремя поколениями в тесных двушках и мечтали наконец-то разъехаться. Людям требовалось доступное жильё, и много! А главное, у них появились средства для покупки квартир, что отразили экономические графики. Спрос нарастал. Генеральный директор активно принялся за решение «квартирного вопроса». Надо сказать, что у «Москапстроя», который в советскую эпоху был крупным главком (ГлавУКС Мосгорисполкома), уже был опыт массового жилищного строительства. К такой задаче компания была готова. Но, учитывая повысившиеся потребности жильцов, архитекторы строительного холдинга стали создавать проекты с современной планировкой, на разные вкусы, для семей и одиночек, для людей с разным достатком. Новые ЖК возводились не улицами и кварталами, а целыми микрорайонами. В результате этой интенсивной работы за несколько лет практически с нуля были застроены огромные и практически пустынные территории. Это такие московские районы, как Митино, Бутово. Они стали обжитыми районами с населением в сотни тысяч человек, с жилыми комплексами и современной городской инфраструктурой. Ежегодный объём сдачи достигал 2,4 млн квадратных метров – то есть по нескольку десятков тысяч квартир различной площади. Если же учитывать, что их часто покупали семьи, то общее количество новосёлов, обеспеченных за эти годы жильём благодаря работе команды Леонида Моносова, превышает миллион! Нужна дорога, но как быть с исторической застройкой?Этот вопрос ребром встал перед командой Леонида Моносова в процессе подготовки чертежей для ТТК – Третьего транспортного кольца. Компания выполняла часть работ по прокладке автомагистрали общей протяженностью в 35 км и 8-полосной шириной. Этот масштабный инфраструктурный проект включает 4 моста через Москву-реку и 17 развязок. Значительная часть дороги проходит над землёй или под ней: общая длина эстакад – 19 км, туннелей – 5 км. Такое количество надземных и подземных сооружений было продиктовано особенностями застройки тех районов, которые пересекает ТТК. На этих территориях много ценных архитектурных объектов. Их требовалось сохранить. Один из самых сложных участков достался компании Моносова. Широкую транспортную артерию надо было проложить через район Лефортово так, чтобы не пришлось сносить старые здания. Лефортово – та самая Немецкая слобода, что известна по историческим книгам о петровской эпохе. Район во многом сохранил старинную планировку, а ценные архитектурные памятники встречаются на каждом шагу. Из-за их плотности замыкание ТТК оказалось крайне проблематичной. Как вспоминает заслуженный строитель, пришлось не раз переделывать планы, искать нестандартные решения. В итоге проблему решили, проложив под рекой Яузой трёхкилометровый тоннель, а также протянув над историческими кварталами длинную эстакаду. Реализовать проект позволило использование сложных инженерных решений. Но для Леонида Моносова в этом не было ничего необычного: «На всех наших объектах всегда применялись передовые технологии». Как восстанавливали старинный МанежЕщё одним значимым моментом в биографии топ-менеджера является уникальный проект по реконструкции московского Манежа – крупного выставочного комплекса, который находится в самом центре столицы. Тут нет ни капли преувеличения: Манежная площадь – соседка Красной. Выставочный центр располагается в здании, которому более двух веков: Манеж был возведён в 1817 году в ознаменование победы над наполеоновскими войсками. Однако в 2004-м от памятника архитектуры остался лишь обгоревший остов… Леониду Моносову уже доводилось работать над аналогичной задачей – вспомним восстановление Храма Христа Спасителя. он и в этот раз смог обеспечить оперативную реконструкцию здания с сохранением аутентичного вида. В то же время проект включал интеграцию в исторический фон инженерных инноваций, необходимых для повышения комфорта и безопасности. В 2005 году на Международном фестивале «Зодчество» этот сложнейший проект получил высшую награду – Золотой диплом. Что же включали работы по реконструкции:
Всё это было сделано в течение одного года. Исключительная сложность задачи – ведь Манеж восстанавливали буквально из пепла – удалось совместить с удивительной оперативностью. Эксперт и инвесторС 2008 года Леонид Моносов продолжил карьерную самореализацию в качестве эксперта и управленца. Этого человека, накопившего большой профессиональный опыт, неоднократно приглашали в руководство крупных структур («АФК Система» и др.). В начале 2020-х он решил трансформировать свой экспертный опыт в инвестиционный. Сейчас Леонид Анатольевич занимается разработкой инвестиционных стратегий в АО «Москапстрой-ТН», где занимает должность вице-президента. Инвестиционное направление, судя по высказываниям бизнесмена, не только перспективно, но и общественно значимо. Частные инвестиции помогают застройщикам реализовывать задумки, дают им средства для осуществления идей. Инвестиции – это энергия, благодаря которой развивается стройиндустрия, а значит – и вся экономика страны. Пара слов о частной жизниТоп-менеджер не собирается уходить на пенсию. У него ещё много рабочих планов. График плотный – лишь изредка удаётся вырваться на природу, порыбачить. В моменты отдыха с удовольствием общается с внуками – у бизнесмена их двое. Это дети Андрея Леонидовича Моносова, старшего сына строителя. Он окончил Московский строительный университет, выстроил управленческую карьеру в одном из российских холдингов. Что интересно, начинал профессиональный путь по отцовскому примеру – с работы мастером на стройплощадке. Младшая дочь тоже сумела реализоваться в бизнесе. Алина Леонидовна Моносова окончила бакалавриат и магистратуру в МГИМО по направлению финансы и управление, училась в одном из лондонских университетов, сейчас получает образование в магистратуре МГУ по специальности «Психология здоровья». Психологией она занимается для личного саморазвития и лучшего понимания людей. Карьеру же строит в деловой сфере: в одной компании достигла поста вице-президента, в другой – директора по инвестициям. ООО “ДримТрейд”. ОГРН 1115836005713. Фото предоставлено рекламодателем. Реклама Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|