Обычно в книгах и статьях о восстановлении церквей часто встречается слово «возрождение». Для этой же истории больше, на наш взгляд, подходит слово, которым названа статья. Справедлива ли наша мысль – судить вам.
Тагай
Основан «пригород Тагаев» был около 1650 года как одна из крепостей засечной черты. За его стенами размещались склады с пушками, боеприпасами и провизией на случай вражеского нападения. В 1780 году он получил статус уездного города, в 1796-м стал заштатным, в настоящее время – село.
Несмотря на то что в названии его прослеживается тюркский корень, населен он был царскими стрельцами, их семьями и русскими крестьянами. История его не так богата, как история столиц, но масштабные общероссийские дела часто вершились с участием его жителей.
Во времена бунта Степана Разина многие тагайские мужики ушли под начало лихого атамана «бить бояр», но поплатились за это. Километрах в 12-16 от села воевода Борятинский разбил Стеньку, и остатки воинства долго скрывались в известных каждому жителю области тагайских лесах. До сих пор местные жители могут показать место в лесу, носящее название оврага Степана Разина, можно найти «Стенькин двор»
– возвышенность на пересечении трех оврагов с вырытым с незащищенной оврагами стороны рвом и насыпанным валом. Видны и остатки дороги-серпантина, по которой разбойники туда поднимались. Место было достаточно востребованным и обжитым до середины ХХ века. Там прятались беглые каторжники, дезертиры даже во времена Великой Отечественной.
Через Тагай проходил московский тракт, по которому гоняли на каторгу, тут везли и Емельяна Пугачева. До сих пор в памяти жителей села живет предание о том, что «клетку с Емелькой остановили, приказали бабам и детям плевать в него, плетками казаки били… А мужиков окружили конные с шашками и не подпускали, боялись – освободят! Вдруг, как гром прогремел, заговорил Пугачев: «Мужики! Леса-то какие?!! Ломайте клетку, царь я, все ваше будет!..» После чего мужиков и баб разогнали шашками, плетками и конями и быстро повезли его дальше.
– Бегут все, кричат, казаки шашками секут, кто зазевался, а он вслед кричит: «Мужики! Вас же больше», – рассказывал Василий Осипович Клыков 1885 года рождения со слов своего прадеда.
Тут же на заре советских времен гремело «чапанное восстание», и здесь же, немного ранее, по рассказам Василия Клыкова, стояли знаменитые «столыпинские галстуки» – виселицы для противников аграрной реформы.
Старые церкви
В Тагае существовало две церкви: приходская и кладбищенская.
Первая – деревянная однопре-стольная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, была построена в 1651 году.
В 1783 году вместо старой церкви, на другом месте, на средства прихожан, построена новая деревянная однопрестольная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
В 1877 году церковь обновлена и расширена на средства прихожан. К ней пристроены два боковых предела – правый во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и левый – во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Церковь становится трехпрестольной.
В 1889 году на месте первоначальной церкви на средства прихожан начато строительство новой каменной церкви больших размеров: длина – 40,5 метра, ширина – 30 метров, высота колокольни – 45 метров, высота главного купола – 34 метра.
Собирали деньги специальные сборщики. Из-за нехватки денежных средств строительство шло очень медленно. И церковь было решено строить не трехпрестольной, как планировалось, а однопрестольной. Окончено строительство было лишь к 1904 году. Освящена была в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольню достроили лишь к 1910 году.
Церковь была пятиглавая, с большой колокольней. Самый большой колокол весил 250 пудов. Звонари звонили в колокола по большим праздникам, и звон доносился до соседних сел. Старая же церковь продолжала существовать некоторое время, и после окончания строительства новой была разобрана к 1916 году.
Вторая кладбищенская церковь построена в 1792 году на средства саранского купца Феодора Михайловича Сыринского. Была она деревянной, небольших размеров, однопрестольная, во имя Смоленской иконы Божией Матери. Службы в ней совершались 2-3 раза в год. Интересна история, связанная с ней.
Во второй половине XVII века в Тагай из Смоленска в связи с постигшей Тагай эпидемией была принесена Смоленская икона Бо-жией Матери. После этого события на месте встречи жителями иконы, в километре от Тагая, была построена деревянная часовня. Однако простояла она недолго, вскоре сгорела. Но в 1704 году вместо нее на средства подьячего при Симбирской Приказной палате Петра Ивановича Муромцева построена новая, также деревянная часовня, с кельей для монахов Симбирского Покровского монастыря, служивших молебны перед иконой.
Икону Муромцев взял в Покровский монастырь, а в Тагае оставил список с нее, снятый в 1734 году тагаевскими стрельцами, когда часть их выселилась из Тагая, и основали новое селение – Копышевку.
Как рассказывала родившаяся в 1903 году долгожительница Ксения Андреевна Сягаева, пострадал сын священника: «Он за красных был, как и отец. Мать моя говорила: «Добрый он, за людей». Офицеры прискакали, подняли его верховыми на штыках и возили живого еще вкруг церквы. Кричали: «Красный ход! Краснопузый!» Безбожники. Это я сама помню, а потом меня мама в погреб от них спрятала, мне четырнадцать уже было».
Потом революция победила. Но политическая приверженность покойного сына священнослужителя не спасла тагайский храм. К тридцатым годам война, объявленная церкви еще Лениным, набрала обороты. И в 1936 году было принято решение о сносе церкви, которую вручную сломать не удалось, поэтому взрывали. Во время взрыва колокол сорвало, и он, падая, разрушил колокольню. В дальнейшем из церковного кирпича были построены многие ныне существующие здания в Тагае.
Перед взрывом с церкви сняли кресты и вынесли иконы, поместив их в сельсовете. Некоторые из икон были чудотворными. Во время засухи, неурожая, падежа скота верующие совершали крестный ход до Симбирска, неся в руках святые лики. Люди молились и просили у Бога помощи, вера помогала им избежать многих несчастий.
Церковь в Тагае, которая прекратила свое существование в 30-х годах ХХ века, стояла, по преданию, на месте самой первой церкви, построенной в середине XVII века.
О священнике разрушенной церкви не найдено пока никаких документов. Видимо, те, кто однажды увез его на «черном воронке», тщательно прятали следы преступления, которое, впрочем, было не редкостью в «молодой советской России».
Новый храм
Желание снова вернуть в село церковь, как и возможность это сделать, появилось в те самые «лихие 90-е». Именно тогда в Тагай переехала жить семья отца Лаврентия. Сельчане, узнав, что он священник (служил в Казани, в монастыре), стали его просить помочь им с восстановлением храма.
Так как церковь нельзя открыть без благословения, отец Лаврентий получил его в епархии. Продолжая служить в Казани, батюшка начал организацию восстановления храма. В 2002 году администрация села выделила под церковь аварийное здание бывшего магазина. Многое священнику пришлось сделать своими руками. Помогали и жители, но знаниями, как, например, правильно обустроить иконостас, алтарную часть, обладают ныне, к сожалению, не многие. Желание работать было, но очень не хватало денег. И их собирали всем селом. Церковь начала работать, однако здание не отапливалось, а ведь там не только проводились достаточно долгие службы, но и нужно было крестить грудных детей, что зимой было очень проблематично. Приходилось отапливаться электричеством. В 2006-м проводка не выдержала. Среди бела дня церковь вспыхнула. Труды пожарных оказались напрасны. Трухлявые от времени и сухие от мороза балки и стропила крыши сгорели очень быстро. Село вновь осталось без храма. На сходе было решено строить церковь на том месте, где она стояла изначально. Однако тут в действие вступили нормативно-правовые отношения, что несколько замедлило дело. Решался вопрос землепользования, утверждения проекта, нужна была экспертиза. Это стоило очень дорого, трудно было найти организацию, которая выполнила бы такой заказ. Однако этот и многие вопросы решились благодаря помощи депутата Федерального Собрания Григория Балыхина. Экспертиза дала заключение, что и грунт, и старый фундамент способны держать новое здание. Жители стали собирать деньги на строительство.
Их на тот момент было собрано 60 тысяч рублей с двух сел, тем не менее для бабушки, получавшей в то время пять тысяч и тратящей только на хлеб и «за свет», эта сумма казалась миллионом.
Батюшка и несколько мужиков начали строить здание, которое по проекту потом должно было бы стать трапезной, гостиницей для паломников, хозяйственным помещением. Решено было пристроить к нему церковь. Что и было сделано. Поэтому теперь там есть и помещение для отправления службы, и помещение для занятий воскресной школы, и трапезная, и комната, где могут переночевать странники, путешествующие по духовным делам.
Воскресная школа
Однажды батюшке сообщили, что семья в Ульяновске готова пожертвовать пианино Тагайской воскресной школе. Он нанял бригаду грузчиков и приехал за ним. Ни грузчики, ни водитель не знали, кому оказывают услуги. Один из них случайно услышал, что пианино «уходит» в дар воскресной школе. Инструмент этот достаточно тяжелый и громоздкий, в лифте не довезешь, а тащили его с девятого этажа. Тащили молча и осторожно. Когда батюшка хотел расплатиться, мужики денег не взяли, сказав, что если оно подарено, то и они не хотят денег брать.
Отец Лаврентий планирует открыть воскресную школу в сентябре. По замыслу общины и священника, там дети и взрослые смогут заниматься музыкой, рисованием, чтением исторической и духовной литературы, заниматься самообразованием и духовным совершенствованием.
Люди продолжают помогать храму, и эта помощь нужна. Нужно оборудование для занятий школы, нужно построить ограду, нужны книги для библиотеки.
Наверное, теперь настало время возвращения русского духа, российской духовности через храмы. Пожелаем же удачи жителям Тагая и священнику, делающим большое дело в небольшом селе.
Сергей Андрюшин