На УАЗе продолжается намеченная оптимизация численности персонала.

Элемент снижения издержек – одного из главных направлений стратегии 2006 года. Неприятный процесс, вызванный ситуацией на российском автомобильном рынке.

Как идет сокращение кадров на автозаводе? Какова ситуация в трудовом коллективе? Что с дальнейшим производством? Об этом мы решили поинтересоваться у руководителя департамента персонала Ульяновского филиала ОАО «Северсталь-авто» Сергея Назаренко.

– Причины вынужденной оптимизации численности работников на УАЗе были уже не раз озвучены руководством предприятия, – сказал Назаренко. – Поэтому сразу начну с того, что мы имеем на сегодня. Сокращение идет с выполнением всех требований Трудового кодекса, предусмотренных для подобных случаев, и по программе, заранее открыто объявленной автозаводом.

Пока высвобождено 1200 человек, 139 из них – по сокращению, 392 решили прекратить трудовые отношения с заводом до завершения срока сокращения. 385 человек проявили инициативу расторгнуть трудовой договор по собственному желанию и ушли с предприятия по соглашению сторон. Кто-то нашел другую работу, у кого-то были другие личные причины. В этих случаях мы идем людям навстречу и выплачиваем выходное пособие в размере двух средних зарплат, как бы дополнительно стараемся поддержать наших бывших работников.

– Есть ли какие-то сведения о том, сколько человек, расставшихся в этом году с УАЗом, трудоустроились в других местах?

– По моим данным, более четырехсот автозаводцев нашли себе работу в Ульяновске. Но в городе также существует тенденция уезжать на заработки в другие, более экономически развитые, регионы – в Москву, Самару.

Сколько человек пошли таким путем, мы, к сожалению, не знаем. Безусловно, процесс сокращения не проходит безболезненно, напряженность в трудовом коллективе ощущается. Поэтому стараемся, как можем, сглаживать острые углы, чтобы покидающие предприятие люди не чувствовали себя каким-то отработанным материалом.

– На УАЗе, помнится, предусматривали ряд мер для помощи сокращаемым, для того чтобы они легче пережили эту ситуацию. Что делается на практике?

– Все взятые на себя в этом плане обязательства автозавод выполняет. Центр информационной поддержки на базе нашего отдела кадров создан и действует. Здесь можно получить консультации по трудоустройству, юридический совет, психологическую поддержку. Каждому желающему предоставляется список городских вакансий, в том числе и на автозаводе. Другое дело, что не все уходящие согласны на те рабочие места, которые сегодня может предложить УАЗ. Или же не имеют нужной специальности, нужной квалификации. Однако при желании можно пройти переподготовку за счет завода.

«Северсталь-авто», как и обещала, выделила необходимые ресурсы для обучения сокращаемого персонала, для повышения квалификации. Сегодня подготовку и переподготовку по различным специальностям уже прошло более сотни человек. Сейчас сформированы еще две группы по 25 человек каждая, которые скоро приступят к обучению. Основной спрос – на учебные программы по повышению компьютерной грамотности, по углубленному изучению персонального компьютера.

– Что ждет в этом году тех, кто останется на заводе и продолжит работать?

– Действительно, за процессом сокращения нельзя забывать о перспективах Ульяновского автозавода. Если об этом не думать, не вкладывать средства с прицелом на будущее, то работы могут лишиться и все 14 тысяч тружеников основного предприятия УАЗа.

Недаром за два последних года в развитие автозавода инвестировано более 1,3 миллиарда рублей.

Сегодня одна из главных задач – повышать качество автомобилей в процессе производства.

В первую очередь это касается модели «УАЗ Патриот» – нашего основного перспективного продукта. На ближайшем заседании правления «Северсталь-авто» планируется рассмотреть вопрос о дополнительной мотивации персонала УАЗа, связанного с производством «Патриотов», чтобы добиться достойного уровня качества этой машины. Будут приняты новые стимулирующие положения, которые непосредственно коснутся работников основного производства – штамповки, сварки, сборки. Если мы почувствуем, что нужно усилить такие направления, как конструирование, технологии, закупки, тоже примем соответствующее решение.

Второе полугодие 2006 года обещает быть достаточно стабильным. Утвержденная годовая программа выпуска продукции в целом сохраняется. Зато общее количество рабочих дней по сравнению с прошлым годом увеличивается, и годовой график составит 230 рабочих дней. Загрузка персонала возрастает, значит, вырастут и заработки. Плюс должны скоро появиться новые стимулирующие положения. Кстати, напомню, что средняя зарплата на автозаводе увеличилась по итогам прошлого года на 17 процентов и достигла 7775 рублей.

А сокращение персонала, конечно, процесс болезненный. На этом можно легко спекулировать, но стоит ли? Ведь другого пути для поддержания эффективной работы, для сохранения производства у завода сегодня нет.

УАЗу самому необходима поддержка, в том числе со стороны властей.