5 декабря отметили золотую свадьбу бывшие работники локомотивного депо Ульяновск супруги Чихановы

Сам по себе факт знакомства золотых юбиляров весьма любопытен. Александр Чиханов служил в армии, где подружился с Юрием Тихоновым из Ульяновска. Во время кратковременного отпуска Юрий предложил другу погостить у него.

Уговаривать Александра не пришлось, так как он рос без родителей, которые погибли в Великую Отечественную войну. В Ульяновске Чиханов увидел первый раз Валентину Николаевну, свою будущую супругу. Она была троюродной сестрой его друга Юры Тихонова. Александр Петрович влюбился, что называется, с первого взгляда и, отслужив срочную, вернулся в Ульяновск. Как оказалось – раз и навсегда…

Чихановых, кроме взаимной симпатии, объединила еще и любовь к железной дороге. В общей сложности супруги проработали в локомотивном депо Ульяновск 75 лет – практически целую жизнь, более того – создали в депо рабочую династию, стаж которой на сегодняшний день составляет 270 лет!

Трудовой путь Валентины Николаевны более скромен, нежели у супруга. Она проработала в локомотивном депо Ульяновск в одной должности – техником – и в 1991 году вышла на пенсию по инвалидности.

Александр Петрович для локомотивного депо – личность более знаменитая. Интересен его путь к выбору профессии. В 1950 году он окончил с отличием 7 классов Бар-Слободской школы Сурского района, но документ об образовании не получил (из области аттестат не прислали).

– Тетка Маруся хотела устроить меня в колхоз пастухом, но я воспротивился, – вспоминает Александр Петрович. – Обида взяла: окончил школу с отличием, про меня даже по районному радио сообщили – и вдруг колхоз… В тот же день подговорил своего троюродного брата бежать в Алатырь поступать учиться в железнодорожный техникум. Окончил техникум Александр Петрович также с отличием. Более того, стал единственным из 40 человек группы паровозников, кто получил шестой разряд сразу по шести специальностям: слесарному, токарному, кузнечному, литейному, электро- и газосварочному делу.

Способного ученика оставляли работать в железнодорожном техникуме заведующим производственными мастерскими, но он отказался и уехал работать в локомотивное депо Ульяновск.

– Работал в депо кочегаром на паровозе, – рассказал Александр Петрович, – потом помощником машиниста паровоза, техником при мастере, мастером, инженером-технологом. С 1967 по 1988 год работал начальником отдела кадров локомотивного депо, затем начальником штаба по гражданской обороне, а в 1995 году вышел на пенсию.

За время работы в локомотивном депо Чиханов внес и внедрил в производство около 100 рационализаторских предложений. В 1963 году он был признан лучшим бригадиром по ремонту паровозов на Куйбышевской дороге, за что получил значок «Отличник соцсоревнования железнодорожного транспорта» и туристическую путевку в Чехословакию.

Одно из рационализаторских предложений Александра Чиханова не имеет отношения к паровозам, но является уникальным по своей специфике. Речь идет о его изобретении по очистке ушей от серы. С помощью своего метода Александр Петрович помог сотням машинистов и помощников машинистов спастись от увольнения по инвалидности. Если бы о его методе узнали врачи, то, я уверен, они наверняка заинтересовались бы уникальным методом Чиханова.

Еще одна страничка биографии этого незаурядного человека заслуживает пристального внимания со стороны нашего брата – журналиста. Дело в том, что Александр Петрович около 30 лет был бессменным редактором газеты «Локомотив», выпускаемой в локомотивном депо Ульяновск и, в первую очередь, именно за работу в газете в 1988 году был награжден знаком «Почетному железнодорожнику». В этот период Чиханов разработал свою знаменитую «Присягу машиниста», об актуальности которой в наше время говорил недавно начальник Куйбышевской дороги.

Александр Петрович имеет в послужном списке множество наград и поощрений, которые красноречиво свидетельствуют о том, что этот человек сделал немало славных дел для коллектива локомотивного депо Ульяновск.

Дочь и один из внуков супругов Чихановых продолжают семейную династию и работают в Ульяновской дистанции гражданских сооружений. Для них железная дорога тоже стала неотъемлемой частью жизни.

Автор: Александр Савенков