Труппа Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И. Качалова вновь продемонстрировала жителям и гостям Ульяновска свои лучшие работы.
Будучи поклонниками классического театра, на спектакль «Глумов» мы отправились с определенной долей сомнения. Все-таки классика, сам Островский. Так не хотелось, чтоб это было, как это нынче модно, – «по мотивам» пьесы «На всякого мудреца довольно простоты». Но, едва началось действо, все сомнения забылись и исчезли сами собой. Театр словами автора, жившего и творившего в позапрошлом веке, заговорил со зрителем о нашем сегодня, о наших проблемах, мечтах и планах, о сути человеческой. И не было барьера между теми, кто был на сцене, и сидящими в зале зрителями. Театр разговаривал с нами. О жизни, о карьере, о любви и лицемерии, мздоимстве и износившихся душах. Разве все это ушло в прошлое? Нет. Не было морализма и назидательности, обличения порока, был замечательный диалог о нашем житье-бытье.
В интервью после спектакля главный режиссер театра, народный артист России и Татарстана, лауреат государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая, лауреат премии Правительства России имени Ф. Волкова Александр Славутский поделился своими размышлениями о роли и значении театра в нынешние времена, но прежде всего мы говорили о спектакле.
– Воссоздавать на сцене интерьер и костюмы 1882 года сегодня смысла нет, – сказал Александр Яковлевич. – Дело художника – именно сегодня увидеть и донести до зрителя душу человека, который выбирает между карьерой и совестью. Драматургия в любые времена требует уважительного к себе отношения. Я люблю этого автора, но ни в коем случае не стану самовыражаться, как это сейчас делают многие. С драматургией надо работать бережно. Вы обратили внимание на то, что первый монолог Егора Глумова (в блистательном исполнении заслуженного артиста Ильи Славутского – прим. автора) не вошел в окончательный вариант пьесы, он остался в черновиках, и мы взяли именно его как наиболее яркий и созвучный современности. И оказались правы. Зритель услышал, понял и принял спектакль. Я принципиально против как высокомерного отношения к зрителю, так и низкопоклонства перед ним. Со зрителем надо быть искренним. Мой учитель говорил в свое время: надо выплеснуть чашу на воспаленную зону партера. Наш театр старается работать именно в этом ключе.
«Великий комбинатор», «Роковые яйца», «Золотой слон» – ни одна привезенная казанцами работа не разочаровала зрителей. И после каждого спектакля зал стоя аплодировал гостям, доставившим радость соприкосновения с настоящим искусством и с работой мастеров сцены высочайшей пробы.
Галина Антончик