10 февраля на заседании промышленного комитета Законодательного Собрания Ульяновской области руководитель объединения ульяновских перевозчиков Виктор Сидоренко выступил с докладом, в котором проанализировал возможные риски проведения транспортной реформы в городе Ульяновске.

Основные тезисы (ниже доклад приводим целиком):

1. Несоблюдение расписаний, переполненные автобусы, уход с маршрута.

Город сложен по природно–климатическим условиям, разделен двумя естественными преградами – реками Свияга и Волга; город со сложным рельефом; город неравномерно и не системно застраивался в разные исторические периоды. На правом берегу господствуют, как главные транспортные артерии – радиусы. В свою очередь, вся улично-дорожная сеть приходящая к этим радиусам, да и они сами, по большей части, не сопряжены друг с другом по рядности, пропускной способности, да и обычной геометрии. Пересекаются с правыми и левыми поворотами друг с другом, с трамвайными и даже железнодорожными путями. С разными разно скоростными участками – где 20 где 40, где 60 км. в час. В процессе движения ОТ и частный легковой в часы пик транспортные потоки, встречаясь на одних и тех же радиальных улицах, начинают вязнуть в – несовершенной улично-дорожной сети. О какой дублированности маршрутов говорить? На 80% радиусных улиц ведущих в центр, едут все, включая трамваи! Мы приговорены к дублированию самой топологией города!

Город отличается острой маятниковой миграцией населения. Утром из окраин, спальных районов и жилых массивов громадное количество людей едет, по большей части в центр, где расположены места работы, учебы, представительные и исполнительные органы власти, общественные и культурно – массовые учреждения. Все, почти в одно место. Утром туда – вечером обратно.

За последние горы в России и Ульяновске обвально проходит процесс автомобилизации – рост количества частного легкового транспорта (в отдельные годы он доходил до 20%). Это проблема не только дорог и эффективности ОТ, а высокой загазованности города. Упоминая переполненные машинами дороги некоторые горожане говорят – они – маршрутчики заполонили город. Так вот частного легкового транспорта на учете в ГИБДД в УО около 200 тысяч, а автобусов в городе около 1000, в день их выходит около 900. Автобусов на три порядка меньше!

И так, утром все участники транспортного процесса – который называется оперативной (суточной, дневной) миграцией населения оказываются на дорогах, выехав со дворов и конечных остановок. При ДТП, на основных радиусах, а это бывает у нас часто и в разных местах при такой загруженности и интенсивности движения. Как говорят водители – появляются ЗАСАДА. Именно поэтому 90% разрывов расписаний автобусов ОТ приходится на задержки в пути.

Москва, да и та же Казань, начала реформу ОТ с совершенствования инфраструктуры – расширения, уширения дорог и улиц, выделения полос для ОТ, установки одностороннего движения, строительства развязок, виадуков, подземных и воздушных переходов, посадочных платформ, пандусов, обходных и кольцевых дорог, пробитию хордовых улиц и радиусов! Конечно кто то скажет, что это же Москва. У нее бюджетная обеспеченность на одного жителя в 10 раз выше нашей. Это государство в государстве. Да! Тогда это нужно признать! Тогда не планируйте бальные танцы на картофельном огороде! Реально смотрите на проблемы и пути их решения.

Три раза, за очень хорошие деньги, разные проектные и исследовательские институты, в разные годы, давали многотомные отчеты и рекомендации по совершенствованию системы ОТ Ульяновска и ее инфраструктуры. Только полки, на которых они много лет лежат знают, как они полезны. Все о них уже забыли. Но, мы помним…, что все они сошлись на двух рекомендациях:

1) необходимо пробивать рядом с магистральными радиусами (перечисленными выше улицами) улицы дублеры, пусть даже не на всем протяжении и отводить туда транспортные потоки – разделять их. Приведенный пример хорошо это иллюстрирует.

2) городу, как воздух нужен еще один мост через Свиягу (между ул. Инзенской и Минаева с выходом, ориентировочно, на Промышленную, для межрайонных, считай, как между двумя городами, перетоков транспорта.

Представим себе что перевозчики приобрели автобусы средней и большой вместимости, но как, для чего и на что? Давайте разберемся – на маршруте для автобуса с большей загрузкой пассажиров даже в час пик нужно делать интервал движения в графике 15-20 минут. Не с пустыми же салонами ездить. А сделать непрерывную транспортную карусель с интервалом в 5 минут нереально. Им же, после утреннего пика, потом стоять весь день на площадках до вечера. Даже государственное ПАТП-1, получающее субсидии из бюджета тоже не гоняет автобусы порожняком. Да и стоимость машино-часа большого автобуса в 1,5 – 2 раза выше малого! Согласны ли наши пассажиры, с их привычками, стереотипами, бытовыми поведенческими алгоритмами, стоять 15 – 20 минут на остановке ожидая автобуса, и 30-40 минут, как микроавтобусы и частный легковой транспорт, но теперь в большом автобусе, стоять в тех же пробках и заторах. Не больше месяца, как показывает опыт реформ других регионов! А потом пойдут жалобы, обвинения, поиски виноватого и крики «верните как было»! Ведь ничего не поменялось в эффективности передвижения ОТ по дорогам. Они дороги, те же.

2. Непрозрачная экономика, неподконтрольный кэш, серая зона.

Все 20 лет, своего существования, вплоть до настоящего времени, коммерческий ОТ в рамках имеющейся сжатой, скудной кассовой выручки, сводит концы с концами. Действующий тариф на 5-10 рублей всегда отставал от себестоимости. Чтобы проверить себя и иметь основание для поднятия вопроса о тарифах, перевозчики несколько раз обращались в независимую организацию (ТПП УО). Эксперты – аудиторы палаты на основе реальных и представляемых данных рассчитывали тариф. Так в начале 2020 года он колебался в пределах 30-34 рублей, а работали на 22 рублях, на конец 2021 года, по их же данным 35–40 рублей, а работаем на 25 рублях.

Я общаюсь с перевозчиками, большинство из них не видят для себя будущего в этой отрасли. Не обдуманные шаги могут ускорить их уход из этого бизнеса. Есть опасность, при всех недостатках и трудностях, которые никто из перевозчиков не скрывает, уронить существующую, стабильно работающую систему. Примеров в новейшей истории России множество. В предыдущие годы во многих городах, после непродуманных реформ, вешали чуть ли на столбах объявления – пожалуйста, кто угодно, придите в город и возите населении – как угодно и на чем угодно. И приходили – снимали пенку и уходили. А люди оставались одни на дорогах. Лет 5 тому назад к нам приезжали наши иногородние коллеги из Ассоциации перевозчиков СПб, посмотрели на наш ОТ и условия его работы и сказали – властям на вас – дураков нужно молиться. Во первых вы спасаете их кресла и экономите миллиарды бюджетных денег, которые должны были вкладываться в ОТ.

Опыт и практика, в последние годы, многих регионов и городов России, понесших финансовые, кадровые, материальные, репутационные потери научила, что нужно проводить модернизацию и реформирование от достигнутого. Создавая для работающей системы ОТ благоприятную среду – инфраструктуру, административные, нормативные, финансовые механизмы поддержки, развития, а главное улучшения ОТ.