В четверг Законодательное Собрание Ульяновской области приняло во втором чтении закон об областном бюджете на 2015 год. Напомним его основные параметры: доходы предусматриваются в размере 33,3 млрд рублей, расходы – 37 млрд рублей, дефицит составляет 3,7 млрд рублей. Перед вторым чтением бюджета в течение месяца шла доработка его расходной части: в комитетах ЗС заслушивались руководители областных министерств, разрабатывались поправки и дополнения, чтобы добавить будущему закону эффективности. Бюджетный комитет ЗС в последнее время активно привлекает к работе над законопроектом экспертов -представителей бизнеса, науки, общественных организаций. Так было и на сей раз. Что удалось сделать? Насколько качественным, жизнеспособным, справедливым получился в итоге облбюджет-2015? Оценить это мы попросили членов общественного экспертного совета при бюджетном комитете.
Исаак Гринберг, предприниматель и правозащитник: В ближайшие годы наполнять бюджет будет намного труднее, чем прежде, исходя из осложнившейся экономической ситуации в стране. Поэтому мне очень импонирует педантичная, серьезная, требовательная работа, которую ведут заместитель председателя Законодательного Собрания Алсу Харисовна Балакишиева и возглавляемый ею бюджетный комитет. Без этого бюджет Ульяновской области на 2015 год оказался бы слабее и меньше по объему. Было проделано много работы, чтобы повысить доходную часть, запланировать увеличение поступлений в казну. В процессе обсуждения на заседаниях комитета также было найдено много возможностей без ущерба для дела сократить кое-где расходы, сэкономить.
Особенно хочу отметить, что бюджетный комитет ЗС постоянно требует от всех органов власти поддержки малого и среднего предпринимательства как одного из важных источников поступлений средств в казну. Это должно служить примером для некоторых муниципальных образований региона – в частности для Ульяновска, где к малому и среднему предпринимательству относятся прохладно. Напомню, что во многих высокоразвитых странах, которым мы иногда стараемся подражать, в малом бизнесе работают 50-70 процентов трудоспособного населения. Нам до такого показателя еще – как до Берлина в 1941-м. Бюджетный комитет многое предлагает для того, чтобы ситуацию в Ульяновской области поправить. А поправить ее можно только при понимании задачи руководством муниципальных образований. Хочется, чтобы муниципальная власть, в первую очередь Ульяновска, действовала здесь в унисон с Законодательным Собранием. Губернатор Ульяновской области в своем «бюджетном послании» тоже в очередной раз подчеркнул, что необходимо снять все барьеры, мешающие развитию бизнеса, мобилизовать для этого политические и административные ресурсы.
Имеются и другие резервы для дополнительных поступлений в областной бюджет. Об этом шла речь на нескольких заседаниях нашего экспертного совета. Например, нужно вести настойчивую совместную работу, чтобы ликвидировать «зарплаты». Они, к сожалению, еще существуют в большом количестве. А это – недоплаченные налоги. Надо всячески показывать каждый конкретный случай, когда хватают за руку тех, кто позволяет себе таким образом нарушать закон. Надо предавать
огласке фамилии руководителей,
названия предприятий. Использовать любые дозволенные меры, чтобы изменить негативную ситуацию. Радует, что мнения экспертов-общественников и депутатов в данном случае совпадают.
Хамза Ямбаев, член совета Ульяновского объединения предпринимателей: Хвалить взахлеб принятый бюджет оснований нет. Огульно ругать было бы тоже несправедливо. Все хорошо в сравнении. Во-первых, он растет. Во-вторых, обеспечивает все основные социально-экономические требования. К сожалению, сокращается в общей структуре доля доходов от прибыли организаций. Это означает, что правительству, министерству промышленности нужно обратить внимание на то, что либо сокращается производство, либо специально занижается рентабельность предприятий. Я бы предложил Вильдану Ханифовичу Зиннурову высказаться – как повлиять на этот процесс. Не в виде карательных мер, а в виде предоставления достоверных показателей. Об этом следует говорить вслух, в этом процессе есть доля скрытой налогооблагаемой базы.
Закон о бюджете Ульяновской области – документ объемный и сложный. Есть здесь и неразбериха, скрытая в мешанине терминов, и курьезы, и объективная оценка деятельности власти. Кое-что явно режет глаз. Я, например, при обсуждении проекта бюджета предложил исключить статью расходов в размере около миллиона рублей на ежегодную поддержку вдов В.А.Сычева и Н.П.Доронина и отменить соответствующий областной закон. Это же большая социальная несправедливость по отношению к другим!
А что касается всех разделов расходов, я как предприниматель понимаю, что на все денег не хватит. Министерству искусства и культурной политики, а именно: министру, необходимо лично после выступления губернатора в Законодательном Собрании еще раз провести публичное обсуждение мероприятий по развитию культурной политики Ульяновской области.
Такая работа, которая проводится комитетом по бюджету и экономической политике, конечно, многим не известна и не видна. Но если эксперты-общественники помогут хоть чуточку правильнее распределить бюджетные деньги и принять справедливые законы – в работе таких советов есть смысл.
Валерий Савельев, генеральный директор ГК «Квант»: Многие показатели облбюджета-2015 превышают показатели предыдущего бюджета, хотя и не отражают необходимой потребности. Особо затратные и значимые разделы – «Образование», «Здравоохранение», «Социальная политика» – по-прежнему превалируют в общей структуре расходов. Но в «Здравоохранении», например, некоторые направления, по сравнению с прошлым годом, выглядят оголенными. Дело в том, что пока не полностью учтено софинансирование по федеральным программам. Либо они еще не утверждены, либо Ульяновская область в них не попала, что хуже. В 2014 году, допустим, много федеральных средств поступало в наш бюджет на строительство в Ульяновске перинатального центра. А в 2015 году таких глобальных медицинских проектов совместно с федералами в нашем регионе нет, хотя ульяновцы, наверное, мечтают иметь у себя и другие высокотехнологичные объекты здравоохранения, которые области в одиночку не потянуть. Считаю, мы пока недостаточно активно привлекаем федеральные ресурсы. Все ли возможности использованы, чтобы максимально войти в общероссийские программы для получения софинансирования? Грамотно ли обосновываются заявки в Москву, разрабатывается ли проектно-сметная документация, что возложено на регионы? Эти вопросы можно задать по всем отраслям.
Остановлюсь на Дорожном фонде. На наши дороги ежегодно уходит много денежных ресурсов из разных источников, а эффективность пока не соответствует затратам. Сегодня состояние дорог, может быть, не хуже, чем 10-15 лет назад, но тогда ведь и средств таких на содержание и ремонт не выделялось. Значит, требуется еще более строгий контроль за освоением Дорожного фонда. На установку и обслуживание средств автофиксации нарушений на дорогах в 2015 году запланировано выделить 137 млн рублей. Внушительная сумма при нынешнем остром положении с наполняемостью бюджета. Мы на заседаниях коминость на дорогах улучшается, сокращается ли количество ДТП? Получены ли в полном объеме деньги в виде штрафов с выявленных благодаря этой технике нарушителей?
Радует, что в облбюджете-2015
сохранены суммы, которые планируется направить на создание благоприятного инвестиционного климата в регионе. Предусмотрены средства на поручительство по кредитам, на погашение процентов по кредитованию малого и среднего бизнеса, на развитие инфраструктуры в промышленных зонах. Поддерживается политика дальнейшего привлечения инвесторов в нашу область. Тут региональной власти надо добиваться, чтобы и налоги с этих предприятий оставались в Ульяновской области, а не уходили по месту регистрации головного офиса компаний, как порой бывает. Хорошо, что наш регион в сложное время не пошел на механическое увеличение ставок по различным налогам для затыкания бюджетных дыр. Упрощенка, плата за патент – прерогатива области – сохранены в прежнем виде. Нагрузка на бизнес не увеличилась, и это должно принести отдачу.
Евгений Белый, профессор УлГУ: Очередной бюджет Ульяновской области принят с дефицитом в 3,7 млрд рублей. Часто спрашивают: можно ли сделать бюджет бездефицитным и лучше ли будет от этого? Скажу так: можно ли получить удовлетворение, если довольствоваться малым или только тем, что имеешь? Более 35 процентов доходов областного бюджета составляют поступления от налога на доходы физических лиц, то есть, по сути, с заработной платы ульяновцев. Если прибавить сюда другие налоги и неналоговые сборы, приходящиеся на граждан – налог на недвижимость, транспортный налог, госпошлины, всякую «административку» и т.п., – то непосредственно на жителей области ложится более 40 процентов бремени доходов в бюджет. Было бы лучше перенести часть этого бремени с граждан на прибыльно работающие предприятия, на природные ресурсы, на рост ВРП. Это первейшая задача власти. Наш губернатор проводит именно такую политику, привлекая в область инвестиции, содействуя строительству, появлению нового бизнеса. Расходы бюджета обязательно должны предусматривать поддержку развития промышленного и сельскохозяйственного производства, предпринимательства: тем самым планомерно увеличивается будущая доходная основа регионального бюджета. В 2015 году средства на такие цели заложены. Будем надеяться, что облправительство обеспечит эффективное использование этих средств.
Алсу Балакишиева, заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по бюджету и экономической политике: Проект регионального бюджета на 2015 год имеет свои особенности и отличия. Прежде всего, его формирование проходит в условиях замедления российской экономики. Поэтому нам необходимо серьезнее работать над ресурсами пополнения бюджета, налоговыми и неналоговыми источниками, и одновременно повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Одна из особенностей этого бюджета – обновленный подход к социальной политике, который основывается на принципах адресности и нуждаемости. Именно такой подход должен быть применен при формировании как областного, так и муниципальных бюджетов. Показательно, что социальная поддержка составляет 25 процентов расходов областного бюджета, это около 8 млрд рублей. Наша задача – рационально распорядиться этими средствами. Возьмем, к примеру, областной закон о ветеранах труда Ульяновской области. Только на его реализацию необходимо 1,8 млрд рублей. Некоторые получатели даже не замечают получаемых по этому закону выплат – 720 рублей, – так как доходы у этих людей высокие. С другой стороны, многие по-настоящему нуждающиеся граждане получают недостаточную социальную поддержку. Уверена, что необходимо не только сохранить, но и увеличить объем помощи тем, кто действительно в ней нуждается: детям из неблагополучных семей (на питание), больным тяжелыми и редкими заболеваниями. При рассмотрении в региональном парламенте бюджетов муниципальных районов представителям органов местного самоуправления также рекомендовано пересмотреть свои социальные обязательства, чтобы, с одной стороны, ни один нуждающийся не был обделен поддержкой, а с другой, чтобы льготы не предоставлялись тем, у кого на самом деле в них нет нужды.
Виктор ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области

в газете на правах рекламы