Впервые в этом году 12 тысяч выпускников Ульяновской области в обязательном порядке сдавали единый государственный экзамен. Итоги этого непростого и для учителей, и для родителей, и, конечно же, в первую очередь для самих учеников испытания «Молодёжная газета» обсудила с депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области Ростиславом Эдварсом.

В целом, подводя итоги, можно с уверенностью заявить: Ульяновская область сдала ЕГЭ на «твёрдую четвёрку». Но, к сожалению, выдержать единый государственный удалось не всем: 247 ульяновских учеников сдали оба обязательных экзамена, русский и математику, на «два», а значит, не получат аттестат. Но на произвол судьбы двоечников не бросят.

– Всех несдавших учеников мы знаем пофамильно и будем обсуждать их дальнейшую судьбу, – рассказал Ростислав Анатольевич. – Комитет по социальной политике Законодательного Собрания совместно с Министерством образования Ульяновской области заблаговременно начали готовить программу по работе с выпускниками, провалившими ЕГЭ. Эти дети смогут продолжить обучение в учреждениях начальной профессиональной подготовки на базе 9 классов, либо попытать счастья и сдать ЕГЭ в будущем году – правила это допускают.

Несмотря на 247 «неудов», результат ЕГЭ по области оказался гораздо лучше, чем в 2008 году, когда только с заданиями по математике не справились порядка 25% выпускников. В этом году единый государственный экзамен проходил по 13 дисциплинам, и наши показатели по успеваемости находятся примерно на уровне общероссийских. Одной из причин такого резкого прорыва, в частности, по своей дисциплине (Ростислав Эдварс уже много лет преподаёт математику), депутат называет и то, что ученики стали более ответственно подходить к заданиям.

– В прошлом году мы столкнулись с тем, что некоторые ученики сдавали вообще незаполненные бланки. Эти работы были оценены неудовлетворительно, но благодаря действовавшему правилу «плюс один балл» даже они получили «тройки». В этом году таких поблажек уже не было, поэтому, чтобы написать работу на «три», выпускникам пришлось постараться. В итоге общий показатель стал гораздо лучше.

Ростислав Эдварс рассказал, что сам прорешал все экзаменационные задачки, лично убедившись, что составлены они корректно и вполне по зубам среднестатистическому школьнику. Тех же, кто не смог набрать проходной балл, подвели пробелы в знаниях и… необъективно выставленные оценки!

– ЕГЭ выявил серьёзную проблему в системе образования, а именно – не всегда объективную оценку знаний ученика во время учебного года. Беспристрастный тест показал, что стопроцентная успеваемость по итогам года в ульяновских школах расходится с реальным уровнем знании выпускников весьма существенно. Получается, что часть «троек» в аттестатах просто «нарисована» учителями, – считает Ростислав Анатольевич.

Свои слова он тут же подкрепил примером из жизни: в 68-ой школе не сдали математику четыре выпускника. Мама одной из учениц при этом недоумевала: если у дочери действительно такие проблемы с предметом, почему же школьные учителя в один голос утверждали, что на «твёрдую троечку» ЕГЭ она вытянет? Родители сетуют, что им заблаговременно не сообщили о проблемах детей. Если бы учитель заранее предупредил об опасности схлопотать «двойку», то они бы готовились к этому предмету более основательно.

– Дело в том, что, оценивая ученика, педагоге том числе оценивает и собственную работу, – продолжает Ростислав Анатольевич. – Никому не хочется выглядеть бледно – отсюда и завышенные оценки. В итоге страдают дети, которые, вовремя взявшись за ум, могли бы вытянуть экзамен минимум на «три». Во избежание подобных ситуаций необходимо более пристальное внимание уделять контролю за объективностью выставленных ученикам оценок. Это очень серьёзная проблема, и решать её предстоит Министерству образования.

А вот выпускники, достойно выдержавшие испытание ЕГЭ, теперь могут в полной мере воспользоваться своими возможностями. Благодаря единому государственному экзамену многие ульяновские школьники, даже не помышлявшие об учёбе в престижных столичных вузах, теперь смогут сделать это без особых усилий, просто отправив сертификаты с результатами в приёмную комиссию вуза по почте.

– Лично я сторонник ЕГЭ, – говорит Ростислав Эдварс. – Потому что это независимая и объективная оценка знаний. Конечно, любое нововведение – стресс. Но когда первый шок от ЕГЭ пройдёт, и вчерашние выпускники станут студентами, наверняка, все поймут, что с введением единого государственного экзамена стрессов в жизни абитуриента стало гораздо меньше. Например, раньше, чтобы поехать в Москву сдавать экзамены в столичный вуз, семье выпускника необходимо было накопить достаточно серьёзную сумму – как минимум 40-50 тысяч. А представляете, если ребёнок экзамены завалил? Мало того, что такое поражение – уже само по себе психологическая травма, так плюс к этому ребёнок понимает, что семья с трудом находила эти деньги, а значит, ещё и чувствует себя виноватым. ЕГЭ открывает для умных, одарённых детей даже из самой далекой сельской глубинки двери всех вузов страны. И в этом его несомненное преимущество перед старой системой.

Алёна КНЯЗЕВА