Соглашение между Россией и НАТО по поводу афганского транзита почти достигнуто. Маршрут будет пролегать через Ульяновск. Распоряжение об этом, правда, еще должен подписать премьер-министр Владимир Путин. О том, выгоден ли России такой транзит, – корреспондент радио “Вести ФМ” Сергей Диков.
Договоренность достигнута. Об этом в Министерстве иностранных дел говорят пока неофициально, но уверенно. Новый маршрут для перевозки грузов через российскую территорию называют мультимодальным. То есть, доставляться в Ульяновск они будут и по земле, и по воздуху. Соглашение выгодно как НАТО, так и России, уверен директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин. Страны Североатлантического блока сэкономят средства. А Россия получит, в том числе, политические дивиденды.
“Все, что сегодня американцы со своими союзниками делают в плане борьбы с “Талибаном” в Афганистане, вполне соответствует и нашим интересам. Потому что мы совсем не заинтересованы в том, чтобы на территории Афганистана сохранялась напряженная обстановка и чтобы радикальные исламисты могли там взять верх”, – полагает Шаравин.
Переговоры о транзите велись полтора года. НАТО необходим транспортный коридор. Возможность привозить в Афганистан грузы, конечно, есть, например, через территорию Узбекистана. Вот только эта возможность – односторонняя. Узбеки резко против того, чтобы перевозки осуществлялись в обратном направлении – в сторону Европы. А именно такая возможность Североатлантическому альянсу необходима – на повестке остро стоит вопрос о выводе войск. Военный эксперт Дмитрий Литовкин считает, что опасаться россиянам нечего – рисков в открытии транзита через территорию России никаких нет.
“По этому соглашению военные грузы (оружие, боеприпасы) страны НАТО через нашу страну не провозят. Они везут только материально-технические грузы, которые позволяют поддерживать жизнедеятельность контингента, который находится на территории Афганистана”, – рассказывает Литовкин.
Предоставление перевалочного пункта в Ульяновске – это чисто политическое решение. В этом не сомневается главный редактор журнала “Национальная оборона” Игорь Коротченко. Окончательная судьба соглашения зависит от договоренностей по другой проблеме, предполагает он, – от того, найдется ли консенсус в переговорах о противоракетной обороне в Европе.
“В конечном итоге, мы знаем, отношения между Россией и НАТО можно охарактеризовать как достаточно холодные. Прежнего партнерства, очевидно, не существует, учитывая, что НАТО не идет на встречу российским пожеланиям относительно системы ЕвроПРО. Поэтому финальное, конечное решение, которое будет принято политическим руководством России, будет зависеть, в том числе, и от учета перспектив договоренностей по ЕвроПРО”, – полагает Коротченко.
Ожидается, что соглашение о транзите все же будет подписано в самое ближайшее время. В этом случае помимо политической выгоды всегда можно будет сказать, что Россия оказывала поддержку операции в Афганистане, некоторые российские компании получат и экономическую. Необходимым транспортным парком располагают “Российские железные дороги” и авиакомпания “Волга-Днепр”. А стоимость транспортировки одного контейнера составляет около пяти тысяч долларов.