Торговые центры уже потеряли за последние два месяца 10% трафика из-за приостановки работы иностранных компаний. Западный бизнес готов продолжать сотрудничество и ищет способы возобновить работу. Но российские и турецкие дизайнеры уже ведут переговоры о замещении выпавших брендов.


Вот-вот судьба закрывшихся магазинов иностранных брендов должна быть окончательно решена. Фото: Александр Корольков

Так, заинтересованы в сохранении российского рынка итальянские бренды. Несмотря на политические события, исторически хорошие отношения между странами остались, заверил глава Ассоциации итальянских предпринимателей в России (GIM Unimpresa) Витторио Торрембини.

“Могу гарантировать, что итальянские фирмы здесь останутся. Русские и итальянцы очень похожи – выход из положения, несмотря ни на что, всегда найдем”, – заявил он на конференции “Коммерсанта”, посвященной трендам в ретейле.

Сейчас единственная проблема – это логистика, утверждает Торрембини. Параллельный импорт – один из способов обойти санкции и доставить товары в Россию. Но у итальянского бизнеса есть опасения, что надзорные органы Евросоюза будут пытаться это пресекать. Ведь не могут сразу в 10 раз вырасти продажи товаров в тот же Казахстан.

Возможно, в ближайшее время из-за роста цен покупательский спрос будет ниже (и не только в России). Но ретейл работал в самые тяжелые времена. Эти тоже переживем. Возможно, поменяется организация продаж: например, магазины частично станут работать в режиме шоурумов с возможностью покупки товара онлайн.

Еще одна возможность сохранить западные бренды одежды, обуви, аксессуаров – работа через аутлеты. С конца февраля несколько итальянских, немецких и других ретейлеров из числа тех, кто заявил об уходе с российского рынка, подписали договоры аренды на открытие магазинов в аутлетах, заявил на конференции управляющий партнер Fashion House Group Брендон О Рейлли.

“Для тех арендаторов, которые закрываются, аутлеты являются отличной площадкой для реализации оставшегося стока, который составляет порядка 16% от ассортимента”, – считает он. Аутлет во время кризисов становится безопасным каналом продаж, добавил эксперт.

Поначалу большое количество брендов заявили об уходе с российского рынка, но на самом деле никто никуда не ушел, отметил партнер Data Insight Федор Вирин.

“Дефицит товаров на полках приводит к тому, что пользователь начинает искать эти товары в онлайне. И если в прошлом году драйвером онлайна являлась дешевизна, удобство, возможность сравнения цен, в этом году главным драйвером развития онлайн является поиск отсутствующих товаров”, – считает он.

Но сейчас ситуация начнет меняться. Три месяца – этот тот срок, после которого нужно принимать окончательное решение, оставаться или уходить. Не будешь же бесконечно держать магазины закрытыми и при этом платить сотрудникам зарплату, а владельцам торговых центров аренду. К тому же на складах заканчиваются запасы. И вот-вот ситуация начнет кардинально меняться – уходящие бренды начнут замещаться другими, считает Вирин.

Это уже происходит. При этом крупные бренды замещаются мелкими и средними и неизвестными. А это приводит к изменению поведения потребителей. Мы привыкли покупать одну и ту же модель джинсов в течение 15 лет, но их нет больше. Теперь трансформация ретейла повлечет увеличение времени принятия решения со стороны покупателя, увеличение отказов от покупок, количества претензий, стремление поговорить о товаре (что положительно скажется на офлайн-ретейле).

Вице-президент Союза торговых центров России, Беларусии Казахстана Павел Люлин рассказал, что сейчас вовсю ведутся переговоры с представителями дружественных стран об открытии их магазинов в России. Наиболее активны представители Турции, потому что они уже широко представлены в России. Также ведутся переговоры с индийскими, иранскими, китайскими компаниями.

Также есть большой потенциал у российских дизайнеров и производителей. Заменить Zara, Uniqlo, H&M и другие бренды будет, конечно, сложно. И как минимум это не произойдет сразу, признает президент Magic Group Александр Перемятов. Но в России есть компании, которые известны даже за рубежом. Есть свои фабрики, которые хотя и производят пока не слишком модную одежду, слабо представлены на федеральных площадках, но обладают большим потенциалом. А 80% остальных компаний по пошиву одежды (около 4,5 тыс.) – выходцы из соцсетей. Это творцы, дизайнеры, мелкие фирмы, которые раньше продавали свои товары через социальные сети.

Процесс замены арендаторов займет 3-4 месяца, прогнозирует Павел Люлин. Вся эта трансформация повлечет снижение трафика и продаж: за последние два месяца трафик упал на 10% год к году, а в сравнении с допандемийным временем – на 30%. И в этой “новой нормальности” торговым центрам предстоит жить еще как минимум ближайший год. Впрочем, уже с начала следующего года ожидается восстановление рынка.

Между тем
McDonald s продаст свой российский бизнес текущему лицензиату Александру Говору (владелец компании “ГиД”, которая управляет 25 ресторанами американской сети). Рестораны продолжат работу под новым брендом, сообщили в компании. По условиям сделки сотрудники будут сохранены минимум на два года. Покупатель также обязался выплачивать зарплату персоналу до окончательного ухода американской компании с рынка и взять на себя выполнение обязательств перед поставщиками и арендодателями.

По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, решение компании является “итогом продолжительного и непростого переговорного процесса”. “Важно, что в результате достигнутых договоренностей продолжится работа крупной сети заведений общепита, а рабочие места сохраняются с гарантией соблюдения новым собственником ранее принятых обязательств перед сотрудниками”, – заявил министр, пообещав, что минпромторг окажет новому собственнику “все необходимое содействие в налаживании работы”.

О своем решении полностью покинуть российский рынок и продать свои рестораны в стране McDonald s объявил 16 мая. В компании подчеркнули, что сделка предполагает “прекращение использования названия, логотипа, торговой марки и меню”. Работа ресторанов McDonald s в России приостановлена с 14 марта. Первый российский ресторан американской компании открылся в Москве на Пушкинской площади 31 января 1990 года. В системе McDonald s в России работает более 62 тысяч человек.